Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации холмса-рея. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации холмса и раге Шкала социальной адаптации холмса и раге
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации была разработана Томасом Холмсом и Ричардом Pare (США) , которые изучали зависимость возникновения заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий. С этой целью они обследовали более пяти тысяч пациентов. В результате Холмс и Pare пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности (Holmes, Rahe, 1967). При этом в качестве стрессогенных рассматриваются не только негативные события (например, развод, тюремное заключение), но и события, которые относятся к разряду приятных (вступление в брак, выдающееся личное достижение). Так, например, почти одинаковое количество баллов приписывается травме и вступлению в брак. Таким образом, авторы методики рассматривают в качестве стрессогенных любые события, вызывающие серьезные жизненные изменения, которые приводят к физиологическому или эмоциональному возбуждению.
Бланк методики
Инструкция: Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем перечислены. Затем отметьте все события, которые происходили с Вами в течение последнего года.
№ п/п | Жизненные события | Баллы |
1. | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2. | Развод | 73 |
3. | Длительная разлука, разрыв с партнером | 65 |
4. | Тюремное заключение | 63 |
5. | Смерть близкого родственника | 63 |
6. | Травма или болезнь | 53 |
7. | Вступление в брак | 50 |
8. | Увольнение с работы | 47 |
9. | Примирение с супругом | 45 |
10. | Уход на пенсию | 45 |
11. | Болезнь близкого родственника | 44 |
12. | Беременность | 40 |
13. | Сексуальные проблемы | 39 |
14. | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 |
15. | Изменения на работе | 39 |
16. | Изменение финансового положения | 38 |
17. | Смерть близкого друга | 37 |
18. | Смена места работы | 36 |
19. | Усиление конфликтных отношений с супругом | 35 |
20. | Денежный долг или кредит на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21. | Окончание срока выплаты долга | 30 |
22. | Изменение должности, повышение служебной ответственности | 29 |
23. | Уход детей из дома | 29 |
24. | Проблемы с законом | 29 |
25. | Выдающееся личное достижение, успех | 28 |
26. | Супруг бросил работу или приступил к работе | 26 |
27. | Изменение жилищных условий | 25 |
28. | Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения | 24 |
29. | Крупные проблемы с начальством | 23 |
30. | Изменение условий или часов работы | 20 |
31. | Перемена места жительства | 20 |
32. | с проведением досуга или отпуска | 19 |
33. | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
34. | Изменение в социальной активности | 18 |
35. | Взятие денег в долг для покупки не очень крупных вещей (машины, телевизора) | 17 |
36. | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | 16 |
37. | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи | 15 |
38. | Изменение привычек, связанных с питанием
(количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.) | 15 |
39. | Отпуск | 13 |
40. | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
41. | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) | 11 |
Обработка результатов
Каждое событие оценивается соответствующим количеством баллов (правый столбец в таблице). Если событие повторилось несколько раз за год, то соответствующий ему балл нужно умножить на количество повторений. Затем все набранные баллы суммируются. Полученный результат - мера жизненных изменений - отражает уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что при 150 баллах по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации возможно возникновение какого-либо заболевания с вероятностью 50%, а при 300 баллах вероятность возникновения заболевания увеличивается до 90%.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации дает также возможность воссоздать картину стресса, в соответствии с которой становится очевидным, что не отдельные события в жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Литература:
Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008 . - 172 с.
Когда понадобится: опросник диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию.
Опросник Холмса и Раге
Инструкция
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт. Далее укажите в соответствующем столбце количество раз, когда
ситуация имела место быть за последние два года.
Тестовое задание
№ | Жизненные события | Ответы Кол-во раз за год |
1 | Смерть супруга (супруги) | |
2 | Развод | |
3 | Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером | |
4 | Тюремное заключение | |
5 | Смерть близкого члена семьи | |
6 | Травма или болезнь | |
7 | Женитьба, свадьба | |
8 | Увольнение с работы | |
9 | Примирение супругов | |
10 | Уход на пенсию | |
11 | Изменение в состоянии здоровья членов семьи | |
12 | Беременность партнерши | |
13 | Межполовые проблемы | |
14 | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | |
15 | Реорганизация на работе | |
16 | Изменение финансового положения | |
17 | Смерть близкого друга | |
18 | Изменение профессиональной ориентации, смена места работы | |
19 | Усиление конфликтности отношений с супругом | |
20 | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | |
21 | Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги | |
22 | Изменение должности, повышение служебной ответственности | |
23 | Сын или дочь покидают дом | |
24 | Проблемы с родственниками мужа (жены) | |
25 | Выдающееся личное достижение, успех | |
26 | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | |
27 | Начало или окончание обучения в учебном заведении | |
28 | Изменение условий жизни | |
29 | Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения |
|
30 | Проблемы с начальством, конфликты | |
31 | Изменение условий или часов работы | |
32 | Перемена места жительства | |
33 | Смена места обучения | |
34 | Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | |
36 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | |
36 | Изменение социальной активности | |
37 | Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) | |
38 | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | |
39 | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи |
|
40 | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.) |
|
41 | Отпуск | |
42 | Рождество, встреча Нового года, день рождения | |
43 | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) |
Спасибо за ваши ответы!
Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге
Описание
Методика Холмса и Раге диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию у сотрудников.
Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.
Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.
Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний, в том числе инфекционных болезней и травм, от различных стрессогенных жизненных событий у более чем 5000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психической и физической болезни обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Ключ к тесту
Оцениваемый в бланке с ситуацией отмечает события, которые с ним случились в течение последнего года. Необходимо посчитать баллы в соответствии с ниже приведенной таблицей. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.
№ | Баллы | № | Баллы |
1. | 100 | 23. | 29 |
2. | 73 | 24. | 29 |
3. | 65 | 25. | 28 |
4. | 63 | 26. | 26 |
5. | 63 | 27. | 26 |
6. | 53 | 28. | 25 |
7. | 50 | 29. | 24 |
8. | 47 | 30. | 23 |
9. | 45 | 31. | 20 |
10. | 45 | 32. | 20 |
11. | 44 | 33. | 20 |
12. | 40 | 34. | 19 |
13. | 39 | 35. | 19 |
14. | 39 | 36. | 18 |
15. | 39 | 37. | 17 |
16. | 38 | 38. | 16 |
17. | 37 | 39. | 15 |
18. | 36 | 40. | 15 |
19. | 35 | 41. | 13 |
20. | 31 | 42. | 12 |
21. | 30 | 43. | 11 |
22. | 29 |
Интерпретация результата
Большая степень сопротивляемости стрессу.
Оцениваемый обладает очень высокой степенью стрессоустойчивости. Для него характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.
Высокая степень сопротивляемости стрессу.
Оцениваемый обладает высокой степенью стрессоустойчивости. Его энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность оцениваемого, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.
Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса.
Оцениваемый обладает средней степенью стрессовой нагрузки. Его стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.
Низкая степень сопротивляемости стрессу.
Оцениваемый обладает низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Если сумма баллов свыше 300, то оцениваемому грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения.
В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.
В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. К этой группе методик можно отнести:
§ опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко "Инвентаризация симптомов стресса";
§ методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
§ шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
§ тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
§ комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
§ тест "Степень напряженности" Н. А. Литвинцева;
§ методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина и др.
Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:
§ опросник Т. А. Немчина "Определение нервно-психического напряжения";
§ шкала самооценки тревоги В. Цунга;
§ шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
§ опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
§ симптоматический опросник "Самочувствие в экстремальных условиях" А. Волкова, Н. Водопьяновой;
§ методика склонности к срывам в стрессовой ситуации "Прогноз" В. А. Баранова.
3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического стресса) приводит к истощению адаптационной энергии организма.
Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия
К методикам этого класса можно отнести:
§ Гиссенский опросник;
§ шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;
§ шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
§ "Опросник суицидального риска";
§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Жмурова;
§ опросник "Уровень депрессии" А. Бека и др.
4. Диагностика профессиональных стрессоров. В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса можно разбить на несколько групп:
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие методики, как:
§ шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
§ тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
§ опросник "Причины деятельностного стресса";
§ тест-вопросник "Причины стресса в вашей работе";
§ тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
§ оценка уровня деятельностной стрессогенности.
4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений.
Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:
§ методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач-С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой;
§ методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
§ опросник определения психического "выгорания" А. А. Рукавишникова и др.
4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:
§ опросник ДОРС "Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
§ опросник "Ваш индекс психоэнергетической опустошенности";
§ опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. Н. Родиной и др.
4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:
§ тест "Профессиональная компетентность во времени" Л. В. Куликова;
§ опросник "Тайм-синдром менеджера" Н. Водопьяновой;
§ опросник "Дефицит времени в управленческой деятельности" Н. Водопьяновой.
5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Психологи выделяют два вида ресурсов -- внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева "Источники социально-психологической поддержки". Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и "значимые другие". Опросник "Потери и приобретения персональных ресурсов" (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.
Центральный аспект современных теорий стресса - концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:
§ диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации Л. И. Вассермана);
§ опросник "Копинг-стратегии" Р. Лазаруса;
§ опросник "Стратегии преодоления стрессовых ситуаций" (SACS) С. Хобфолла;
§ опросник SVF120 "Преодоление трудных жизненных ситуаций" В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
§ опросник "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года или текшего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами в данном тесте очков.
№ | Жизненные события | Баллы |
1 | Смерть супруга (супруги) | 100 |
2 | Развод | 73 |
3 | Разъезд супругов, разрыв с партнером | 65 |
4 | Тюремное заключение | 63 |
5 | Смерть близкого члена семьи | 63 |
6 | Травма или болезнь | 53 |
7 | Женитьба, свадьба | 50 |
8 | Увольнение с работы | 47 |
9 | Примирение супругов | 45 |
10 | Уход на пенсию | 45 |
11 | Изменение в состоянии здоровья членов семьи | 44 |
12 | Беременность (партнерши) | 40 |
13 | Сексуальные проблемы | 39 |
14 | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 |
15 | Реорганизация на работе | 39 |
16 | Изменение финансового положения | 38 |
17 | Смерть близкого друга | 37 |
18 | Изменение или смена места работы | 36 |
19 | Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 |
20 | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 |
21 | Окончание срока выплаты ссуды, растущие долги | 30 |
22 | Повышение служебной ответственности | 29 |
23 | Сын или дочь покидает дом | 29 |
24 | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 |
25 | Выдающееся личное достижение, успех | 28 |
26 | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 |
27 | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 26 |
28 | Изменение условий жизни | 25 |
29 | Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения | 24 |
30 | Проблемы с начальством, конфликты | 23 |
31 | Изменение условий или часов работы | 20 |
32 | Перемена места жительства | 20 |
33 | Смена места обучения | 20 |
34 | Проведение досуга или отпуска | 19 |
35 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
36 | Изменение социальной активности | 18 |
37 | Ссуда или заем для покупки крупных вещей (машины) | 17 |
38 | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | 16 |
39 | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи | 15 |
40 | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) | 15 |
41 | Отпуск | 13 |
42 | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 12 |
43 | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) | 11 |
Интерпретация результатов . Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогеннеых жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов, в зависимости от его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах они увеличиваются до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте – среднее количеств баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим сравнительную схему стрессовых характеристик.
Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.