Предания о конце света. Мифы о конце света: от потопа до каннибализма Мифы древней греции о конце света

Картина на тему конца света

Человечество созидает, осваивает неизведанные просторы, развивается на культурном и эмоциональном уровне – определяются истоки всего сущего. Из этого вытекает вполне закономерный вопрос: «Когда и чем все закончится?». Таким образом, в различных религиях появляются эсхатологические мифы (мифы о конце света).

В индийской культуре бог Шива разрушает все живое согласно его врожденной функции. Конец света начинается после смерти Кали, жены бога, и он уничтожает мир в пляске. Солнце – священный огонь сжигает все, даже атомы материальных предметов. Мир возобновляется через 12000 лет. Еще один способ окончания жизни в индуизме – по версии мудреца Маркандея. Наша среда обетования – корова на четырех ногах, которая символизирует справедливость. Убирая по одной из своих конечностей, она разрушает мир, и в итоге уберет последнюю ногу.

Мифология Древнего Ирана также подразумевает конец света. Апокалипсис пройдет в три этапа. На первом людям предстоит убить огромного волка, в которого сольются волки мира. Его яд погубит растения и животных. Затем будет борьба со змеей, возникшей по принципу волка. Дэв (дьявол), разбудит дракона из кратера вулкана и начнет разрушать мир, сжигая его. По расплавленной, подобно реке, меди, станут судиться и мертвые, и живые души. Праведники по тончайшему мосту пройдут на небеса, будут жить в мире блага и вегетарианства. Грешники умрут страшной смертью.

В скандинавской мифологии конец света называется Рагнарок («гибель богов»). Это самый жуткий и самый интересный из всех концов света, ведь небожители знают, что он неизбежен. Цепь, на которой сидит волк Фенрир, слабеет от каждого человеческого греха и рвется; зверь пожирает солнце и луну. Змея Ермунганд, что живет в мировом море, выйдет из него, оросит землю и небо ядом. Из подземного царства поднимется корабль, сделанный из ногтей мертвых. Армия тьмы, находящаяся на нем, встретится с Асами (богами) и начнется битва, после которой старый мир погрузится во тьму. Однако молодые боги, не совершавшие ошибок, воскреснут и создадут лучший мир.

В христианстве Апокалипсис раскрывается в Откровении Иоанна Богослова. Бог, опечаленный происходящим в мире, пометит праведников, велит 7 ангелам трубить в трубы и обрушит на землю целый ряд катаклизмов: от огромной саранчи из метеорита до четырех всадников Апокалипсиса. У земной женщины родится Антихрист (сатана), начнет эру человеческих пороков. Он соберет свое войско, которое проиграет в битве с Богом. Отец всего живого станет судить грешников и праведников. Первые падут в геенну огненную, а вторые заживут в счастливом новом мире.

Мусульмане верят, что Судный День известен лишь Аллаху. Когда он посчитает нужным, ангел Исрафил задует в трубу. От этих звуков получится буря, что умертвит все живое. Пошатнется гармония космоса, в результате чего пройдет реорганизация Вселенной. Убиенные оживут и будут судимы. Их жизнь Аллах взвесит на весах: верные попадут в райские сады с девственницами, а грешники сгорят.

По мифологии разных стран хорошо видна ментальность народностей: индусы подчиняются течениям событий, скандинавы сопротивляются во имя посмертной славы, а в христианстве и исламе Апокалипсис – прерогатива грешников. Абсолютно все мировые религии говорят о катаклизмах природы перед всеобщей гибелью.

Нам, по заверению Википедии, предстоит еще пережить концы света начиная с 2014 и заканчивая 3797 годом (по заверению Нострадамуса).

Большинство мифов Новой Гвинеи, Мезоамерики, индейцев, других архаичных и первобытных культур, повествуя о Конце света, предполагают циклическую структуру: мир уничтожается богом из-за каких-то ритуальных нарушений или из-за старости и усталости самого мира, однако за глобальной, чаще всего природной, катастрофой, следует новое творение. По верованиям ацтеков, например, мир разрушался уже три или четыре раза, и в будущем ожидается четвёртое (или пятое) разрушение, связанное с исчезновением Солнца и тотальным потопом, после которого, тем не менее, выживет одна благочестивая пара людей. А индейское племя чокто верило, что мир, уже претерпевавший потоп, будет разрушен огнём, но души умерших вернутся, кости обрастут плотью и воскресшие люди вновь окажутся в местах своего бывшего обитания 2 . Можно встретить подобный миф и у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь от своих костей (верование, характерное для охотничьих племён). Вспомним и древних египтян, столь тщательно создававших мумии: они консервировали в отдельных баночках каждый орган умершего, вставляли глаза, раскрашивали антропоморфные саркофаги, – и всё это ради того, чтобы душа после смерти не заблудилась и вернулась, узнав и оживив своего хозяина.

Архаичные мифы в разных вариантах представляют идею, присущую картине мира своей эпохи. Это идея об обновлении природных циклов, обновлении жизни земли, очищении людского рода от накопившегося греха. Мифы, легенды и предания рассказывают об уничтожении человечества (частичном либо полном), они несут в себе позитивную идею бесконечности бытия, потому что за умерщвлением следует возврат на круги своя: после гибели ветхого мира родится новый. Поэтика мифа предполагает мышление по аналогии: как человеческое существо рождается, взрослеет, стареет и умирает, так и мир проходит подобный витальный цикл. Чаще всего после Конца света, приходящего как потоп или другая глобальная катастрофа, губящая людей, выживает пара, мужчина и женщина, от которых вновь берёт начало род человеческий, или само божество создаёт новый мир.

Древнейший миф об уничтожении человечества потопом письменно зафиксирован в шумеро-акадской культуре задолго до возникновения Библии. К 3 тыс. до н. э. относится частично уцелевшая глиняная табличка из города Ниппура, рассказывающая о всемирном потопе 3: некое божество (скорее всего, Энки – божество, отвечающее за землю и воды) сообщает остальным богам о своём желании сохранить человечество, надеясь, что спасшиеся воздвигнут храмы и сделают свои города религиозными центрами. За исключением одного правителя – Зиусудра, шумерского прототипа библейского Ноя, – весь мир погряз во грехе, не почитая богов. По наущению свыше Зиусудра строит корабль, на котором спасается от потопа: «Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. И в тот же миг потоп залил главное святилище. Семь дней и семь ночей потоп заливал землю. И огромный корабль ветры носили по бурным водам. Потом вышел Уту (бог солнца), тот, кто даёт свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своём огромном корабле. И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль. Зиусудра, царь, простёрся перед Уту. Царь убил для него быка, зарезал овцу» 4 . О потопе также рассказывается и в шумеро-аккадско-вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» – одном из древнейших сохранившихся литературных произведений в мире, ранние фрагменты которого относятся к 2 тыс. до н. э.

В Индии учение о разрушении вселенной было известно уже с ведийских времен (2000–1500 гг. до н. э.). В комментариях к Ведам (Брахманах) и древних былинах (Пуранах) получила развитие идея о четырёх поколениях мира – югах. В своём первом поколении (Критаюга) мир более совершенен, нежели в последующих. С приходом последующих юг человек мельчает духовно и физически: регрессирует мироустройство, хилеет разум и тело, сокращается длительность жизни. Божественные сутки продолжительностью 8,64 млрд лет состоят из «дня Брахмы» (кальпа: санскр. kalpa – «порядок», «закон») и «ночи Брахмы» (пралая: санскр. pralaya – распад, растворение). Махакальпа (жизнь Брахмы: 100 божественных лет) и сопровождающая её махапралая (санскр. mahapralaya – великий распад) складываются в более грандиозный циклический виток. При этом великий распад не окончателен и неизбежно сменяется новым зарождением (сарга: санскр. sarga , от корня srj – выпускать из себя, испускать).

Буддизм предполагает аналогичную цикличность времени, поэтапное регрессивное угасание вселенной. Буддийский период махакальпы сменяется разрушением всех миров, включая мир людей. Крах миров происходит от низшего к высшему. Сначала ветшают и рушатся самые «долгосрочные» и ужасные ады (существует теория, согласно которой эти разрушения будут происходить из-за того, что в адах никто больше не будет рождаться, так как в мироздании больше не будет «злостных» нарушителей кармических законов). Следом за низшими мирами начнут рушиться миры людей. Когда и они превратятся в прах, миры богов и полубогов также начнут гибнуть, и в конечном итоге даже дворцы небожителей разрушатся. С завершением цикла всё мироздание уничтожается. Затем, через огромный промежуток времени, вселенная развёртывается вновь. Череда махакальп считается в буддизме бесконечной и не имеющей начала.

Мифы Древнего Египта также рассказывают об уничтожении и возрождении человеческого рода. Но уникальными памятниками этой культуры стали «Тексты пирамид» (Древнее царство – XXIV–XXII вв. до н. э.), «Тексты саркофагов» (Среднее царство – XXI–XVII вв. до н. э.) и «Книга мёртвых» (Новое царство – XVI–XII вв. до н. э.), повествующие не о всеобщей, а об индивидуальной смерти. Изначально заупокойные тексты, которые должны были обеспечить царю благодатную жизнь за дверью гроба, читались вслух, потом стали переноситься на саркофаги придворных и вельмож и, наконец, на папирусы, украшенные рисунками с изображением сцен погребения, заупокойным ритуалом, посмертным судом. Так появилась «Книга мёртвых» – сложносоставной религиозно-магический сборник, формировавшийся в течение веков. Сакральные тексты, где этическое учение переплеталось с древней магией, включали различные произведения, связанные с загробным культом. В знаменитой 125-й главе «Книги» описывается посмертный суд Осириса над умершими, перешедший в изображение на стенах гробниц, а затем – на саркофагах, и постепенно ставший сюжетом древнеегипетского иконографического канона. Коронованный Осирис, царь и судья потустороннего мира, изображался сидящим на троне, с жезлом и плетью в руках – знаками царской власти. Над ним восседали боги. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце – символ души покойного. В 30-й главе покойник просит своё сердце не свидетельствовать на суде против себя же. Итак, на одной чаше весов находится сердце (душа, совесть) – лёгкое или обременённое грехами, а на другой – истина в виде пера богини Маат или её фигурки. Если человек вёл на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весят одинаково, если грешил, то сердце перевешивало. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (существо с головой крокодила и совмещающее черты льва и гиппопотама). Подсудимый говорил длинную оправдательную речь своим судьям и своеобразным присяжным: «Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист…» 5 (см. рис. 1).


Рис. 1. Слева изображено, как бог Анубис (с телом человека и головой шакала) ведёт почившего на суд, означенный весами, затем подсудимый предстаёт со своим оправдательным словом перед Осирисом. Композиция суда отдалённо напоминает христианскую иконографию, но о непосредственном заимствовании судить сложно: хотя о «Книге мёртвых» и было известно в Средневековье, её содержание смогли дешифровать только в XIX–XX вв. Папирус Хунефера, 1310–1275 гг. до н. э. Лондон. Британский музей. ЕА 9901.


Историю упадка человечества рассказывают и неотъемлемые от западноевропейской культуры мифы Древней Греции. Гесиод в поэме «Труды и дни» представляет мир как последовательную деградацию, происходящую в течение пяти эпох. Первая эпоха – «золотой век» при титане Кроносе – была своего рода раем: люди жили долго, никогда не старели, и их существование казалось подобным существованию богов, но далее человечество двигалось по нисходящей: серебряный, медный, героический, железный века. С приходом каждого нового века жизнь, и это казалось закономерным, ухудшалась. Гесиод полагал, что живёт не в лучшую эпоху старости мира: героические времена прошли, мир, некогда получивший импульс, истратил свою энергию, и Зевс погубит этот мир, когда дети будут рождаться седыми. Гераклит считал, что в итоге мир должен быть уничтожен огнём. Платон в «Тимее» в качестве альтернативы приводит уничтожение мира потопом.

Не только на благодатном юге, но и на севере человечество задумывалось о Конце света. В столь притягательной для киноэкранизаций германо-скандинавской мифологии яркий эсхатологический образ представлен в картинах сражения вселенского масштаба, описанных в Эддах. Мёртвая провидица Вёльва, вызванная Одином из могилы, предсказала последний день существования мира – Рагнарёк. Перед его наступлением начнётся нарушение родовых норм, кровавые распри родичей, моральный хаос. В «Речах Вафтруднира», «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима», предшествующая Рагнарёку. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир освободится от своих оков, проглотит Солнце, погрузив мир во тьму – и тогда море выйдет из берегов, а из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К этим чудовищам примкнут огненный великан Сурт с пылающим мечом, выжигающим землю, повелительница загробного царства Хель и коварный бог огня Локи вместе с великанами. Приплывёт корабль мертвецов. Войско сынов Муспельхейма проскачет по радужному мосту Биврёст, который при этом разрушится. Против воинства выступят все асы во главе с Одином. В финальной битве погибнут и Один, и Фенрир, падёт и Тор, и змей Ёрмунганд, и все остальные тоже погибнут, поскольку зло и добро не могут победить друг друга. Тогда великан Сурт всей своей мощью огня разрушит землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся в долине богов (в центре Асгарда) сыновья Одина и сыновья Тора. Выживут, укрывшись в роще, женщина Лив и мужчина Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.

Рагнарёк (Рагнарок) в германо-скандинавской мифологии - гибель богов и всего мира, следующая

За последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос.

В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима» «Fimbulwinter» (фимбульвинтер), предшествующая Рагнарёку.

Согласно пророчеству, в...

Время прихода нового Христа в Канун Смены Эпох, как будет сейчас или, как было в расе Атлантов выбрано Богами не случайно. К этому моменту духовность людей расы только-только начинает возрастать, и они начинают задумываться о Боге и о своей Душе.

При этом у людей возникает естественное желание: ЗНАТЬ больше о Богах и о Душе, поэтому за знаниями они обращаются к служителям церкви, храмов и костёлов любой из религий своего мира. И вот тут, многие люди наталкиваются на стену из заученных фраз...



-Конец мира в Мире;
-Разрушение цивилизации;
-Смена Рас;

Конец Света можно трактовать по-разному, но это всегда означает одно - Конец Старого Мира!

Для многих людей это слово имеет много значений:

Изменение взглядов на свою жизнь;
-Крушение старых устоев и традиций;

Крутые перемены в семье или на работе;
-Конец мира в Мире;
-Разрушение цивилизации;
-Смена Рас;
-Гибель Планеты, Солнечной Системы, Галактики или Вселенной.

Но КОНЕЦ - это и НАЧАЛО чего-то нового, где Конец является концом данного отрезка Пути, Времени или Жизни и...

Чтобы каждый человек почувствовал себя сотрудником Света и частицей Вселенной и Вечности, необходимо понимание того, что есть Свет, и что есть Вечность.

Свет есть энергия Творца, которая существовала вечно, и будет существовать вечно.

Свет есть тонкая субстанция, которая имеет и материальную, и волновую природу, причем, материальная природа Света возникла только после разворачивания Мироздания, а волновая (матричная) природа Света, существовала изначально, до Начала Времен и будет...

Миф 1: Каббалой нельзя заниматься до 40-летнего возраста

Ответ: Со времен великого каббалиста АРИ никаких ограничений на изучение каббалы не существует. Ею могут заниматься все, даже женщины и дети. Все запреты существовали только до XVI века. И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души еще не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор.

Сегодня миллионы людей начинают ощущать потребность в каббале, и остановить...

Свет - это единственная сила, которая нас меняет. Нет ничего кроме этого. Мы все находимся в одной природе, но существует другая природа, и если оттуда прийдёт ко мне свет, то он притянет меня туда. Всё остальное - лишь средства для достижения этого действия, для того, чтобы это действие вызвать, чтобы заставить свет притянуть меня, только лишь средства.

Как я могу заставить свет это сделать? Тем, что я потребую от него совершить то действие, которое он способен совершить по отношению ко мне...

Род Всевышний не только предвечно порождает Сварога и Ладу, Он также извечно соединяет и насыщает творения свои Светом, который является Святым Духом Вседержителя. Свет Рода является животворным дыханием Рода Всевышнего, которое проявляет себя как своеобразная духовная сила (энергия), излучаемая Оком Рода – Святым Алатырем.

Эта Божья Сила питает и направляет все живые существа к развитию и совершенствованию.

Свет Рода – невидимое, но ощутимое воплощение Любви и Силы Вседержителя, что...

Изначально человеку необходима еда – и он начинает придумывать легенды, о том, что потребляет в пищу (мифы о животных и растениях). Потом он начинает задумываться о том, почему день сменяется ночью, а ночь сменяется днем и строить свои предположения насчет этого (мифы о небесных светилах). Потом человек начинает замечать изменение климатических условий в местности, на которой он живет (мифы о временах года). Поскольку смена дня и ночи происходит чаще, чем смена времен года, наши предки начинали строить объяснения смене дня и ночи раньше, чем объяснять смену сезонов.

Поэтому мифы об умирающих и воскресающих богах мы помещаем позже мифов о небесных светилах.

Приходит время мифов о сотворении. Рано или поздно человек приходит к овладеванию огнем, изобретению орудий труда, так появляются мифы о культурных героях, мифических персонажах, которые каким-либо образом облегчили жизнь других. Хотя это может быть и не отдельный герой, а целый народ, обучивший другой определенному ремеслу и заполучивший, таким образом, место в его мифологии. Когда же человек определяет для себя, с чего все началось, он начинает задаваться вытекающим из этого вопросом: «А чем все закончится?». Таким образом, на свет появляются мифы о конце света, то есть эсхатологические мифы.

Эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человечества) является неотъемлемой частью любой религиозной системы.

Эсхатологические воззрения оказывают решающее воздействие на мировоззренческие принципы религии, являясь их логическим завершением.

Наличие эсхатологических мифов свидетельствует о высоком уровне развития народа, создавшего их.

Пещерного человека не будет интересовать конец света, он занят более насущными вопросами (поиском пищи, например). Далее моей задачей будет изложить 5 мифов разных народов о конце света и сравнить их между собой.

Индуистская эсхатология. Во главе пантеона индуистов стоят трое богов: Брахма – создатель мира. Вишну – охраняет мир, созданный Брахмой. В некоторых мифах – нисходит на Землю, воплощается в смертное существо ради спасения мира и восстановления порядка (аватара). Шива – разрушает мир, когда тот переполняется злом. При этом Шива разрушает мир не по своей злой воле.

Разрушать мир – это назначение данного бога.

Индуистская эсхатология тесно связана с представлением о мифологическом времени. День-и-ночь («кальпа») Брахмы длится 24 00 божественных лет. Это время делится на 4 периода, 4 «юги» (юга – обозначение мирового периода): Критаюга – золотой век, человечество процветает, все люди праведны и справедливы. Это - самая длинная юга.

Третаюга – серебряный век, появляется порок, но его все еще мало. Люди начинают делиться на сословия и забывать о долге.

Религия из духовной потребности превращается в средство для достижения личных целей.

Двапараюга – медный век, преобладают зло и пороки. Люди отвращаются от долга.

Благонравия становится меньше, а торжественных обрядов все больше.

Начинаются болезни и бедствия.

Единая вера делится на четыре части (четыре касты в Индии). Калиюга – железный век, самая короткая юга, повсюду царствует беззаконие. По древнеиндийской мифологии, Калиюга началась 18 февраля 3102 г. до н. э. (соответственно можно высчитать день конца мира). Все отвращаются от священного долга.

Добродетель и благонравие исчезают полностью. В мире воцаряются злоба, печаль, голод и страх.

Правители ведут себя как грабители с большой дороги, стараясь любым путем захватить власть и богатство.

Считается, что наш век - Калиюга - погибнет от огня, который сожжет все. Эта эра берет свое название от имени богини Кали (в переводе – «черная»), четырехрукой богини смерти, жены Шивы, После окончания калиюги Шива «в пляске» уничтожает мир, Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир.

Наступает ночь Брахмы, он отдыхает 12 тыс. лет, потом Брахма проснется и все повторится сначала. К индуистской мифологии можно причислить миф о видениях Маркандеи.

Маркандея был легендарным индийским мудрецом. Вишну явил ему Корову Закона и показал, как вначале она стоит на четырех ногах (критаюга). Потом, во времена Третаюги, Корова Закона убирает одну ногу и стоит уже на трех ногах.

Справедливость уменьшается на одну треть. Потом, наступает Двапараюга.

Корова Закона стоит уже на двух ногах.

Справедливость уменьшается вдвое. Когда наступает Калиюга, Корова Закона стоит на одной ноге. В мире остается только одна четверть справедливости и закона. Потом, Корова Закона уберет последнюю ногу и упадет – мир рухнет.

Зороастрийская эсхатология (Древний Иран). Иранская мифология пересекается с Индоевропейской мифологией и мифологией Индии в частности. Это можно объяснить тем, что древние поселения как иранцев, так и индусов возникли во времена Великого переселения народов, то есть обе мифологии создали люди, имеющие одних предков.

Зороастризм получил свое название от имени пророка Зороастра.

Главную роль в ритуале Зороастризма играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости. Во главе сил добра в Зороастризме стоит Ахура-Мазда, во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Ангро-Майнью. Ахура-Мазда, зная, что искоренить зло невозможно, предложил Ангро-Майнье сражаться 9000 лет. Таким образом, последователи этой религии делили историю мира на 3 периода (эры) по 3000 лет. В последние 3000 лет, эру Разделения Добра и Зла, родится три спасителя.

Первый из спасителей встретится с Ахура Маздой и, вернувшись в телесный мир к людям, очистит веру. Тогда наступит первый конец света (в Древнеиранской мифологии конец света носит название «фрашкард»). Тогда волки со всего света соберутся в одном месте и сольются в одного огромного волка.

Праведные люди соберут войско, совершат священный ритуал и сразятся с чудовищем. Они убьют волка плетьми, кинжалами, копьями и стрелами.

Волчий яд разольется вокруг, и все растения погибнут. Затем польют бесконечные дожди, и повалит снег. К концу страшной зимы отовсюду к людям соберутся дикие звери. Никто не станет убивать их, но, напротив позаботится о зверях как о собственных детях. Затем явится второй Спаситель и возвестит людям забытые закон и веру. Но вновь, как некогда волки, змеи всех разновидностей сползутся и срастутся в единое тело, и этот гигантский змей двинется на людей. И праведники опять выйдут на битву и уничтожат змея. И возникнет дэв (дьявол) в виде черной саранчи и войдет в тело двуногого дэва. Тогда страшный дракон Ажи Дахака, прикованный в жерле вулкана вырвется на свободу. Он пожрет треть людей, коров и овец. Огонь, вода и растения придут к Ахура-Мазде и взмолятся перед ним.

Творец пробудит от сна могучего война Сама Керсаспу и тот уничтожит Дахаку. За этим Ахура-Мазда начнет разрушать мир. Весь мир будет объят огнем (олицетворением божественной справедливости), все мертвые воскреснут и будут судимы. На землю прольется поток расплавленной меди.

Праведникам он покажется теплым молоком, грешники же сгорят в мучениях. Затем поток расплавленного металла достигнет ада и Ангро-Майнью, вместе с его приспешниками будут уничтожены навсегда.

Каждая душа должна будет пройти по тонкому как конский волос Мосту отбора (мост Чинва), ведущему на небеса (в Дом песен). После этого, земля превратится в цветущую равнину и люди перестанут есть мясо.

Наступит вечная весна.

Германо-скандинавская эсхатология. В Германо-скандинавской мифологии миф о конце света носит название Рагнарек.

Рагнарек – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарек» буквально означает «судьба или гибель богов». Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных ей богов.

Большое значение имеет то, что боги с самого начала знают о том, что конец света предотвратить невозможно. Боги в Германо-скандинавской мифологии не в меньшей степени ответственны за зло на земле, чем люди. В частности, боги ответственны за появление жадности у людей, бог справедливости Тюр пошел на обман, чтобы посадить на цепь волка Фенрира. Эта цепь была неразрушима, однако с каждым плохим человеческим поступком цепь становилась все слабее.

Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу.

Прикованный гномьей цепью, гигантский волк Фенрир вырвется на свободу и проглотит Солнце. Затем настанет лютая зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег будет валить со всех сторон. Вслед за этим станут рушиться скалы и целые горные хребты. От этих мощнейших сотрясений разорвутся цепи и оковы, в которые были закованы богами все их основные враги. Вода начнет заливать землю, потому что в море перевернется Мировая змея Ермунганд, и в сильнейшем гневе поползет на берег, изрыгая яд на небо и землю. Затем сорвется с якоря и поплывет подхваченный исполинским валом корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов и снаряженный в болотах Хеля (подземного царства). На его борту - команда мертвецов и очнувшийся от паралича и разорвавший каменные оковы злодей Локи.

Правит этим кораблём-призраком великан по имени Хрюм.

Вырвется на свободу и страшный пес Гарм. А затем расколется надвое ставшее зловещим небо, и появится войско сынов Муспелля.

Муспелль (или Муспелльсхейм) - огненная страна, которая существовала еще до начала творения.

Муспелль - обитель огненных великанов, похожих на ожившие вулканы: из глаз вырывались огненные лучи, а из трещин в их темных телах выбивалась лава. В лапах воины держали громадные гранитные дубины. Во главе этого войска скакал великан Сурт. Все это воинство тьмы соберется на поле Вигрид и выступит против богов (Асов). Впереди войска Асов будет ехать на своем коне верховный бог Один, за ним - громовержец Тор со своим молотом, сын Одина Тор, бог войны Тюр и остальные боги и воины. Тор, увидев Ермунганд, отделится от основного войска и направится помериться силами с Мировой змеёй. Так начнется битва богов с мировым злом.

Первым в битву ринется неистовый Фенрир и проглотит Одина, но один из сыновей верховного бога придавит нижнюю челюсть волка ногой к земле, схватит его рукой за верхнюю челюсть и разорвет тому пасть. Тут вырвется вперёд пес Гарм и, заливая землю вонючей пенной слюной, вступит в бой с Тюром. После яростной схватки они поразят друг друга насмерть. Тор умертвит Мировую Змею, но не будет в состоянии придти на помощь остальным богам, так как, отойдя всего на девять шагов от поверженной змеи, упадет отравленный её ядом.

Погибнет в этой битве и коварный Локи. Сурт увидев, что перевес над войском Асов никак не наступает, изрыгнет из себя всепожирающее пламя и сожжет мир. Так закончится битва добра со злом, в которой зло победит. После этого мир возродится снова, из царства мертвых выйдут младшие боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир.

Христианская Эсхатология.

Христианская эсхатология раскрывается в откровении Иоанна Богослова. В этом отрывке Библии говорится, что на Землю придут четверо всадников. За ними произойдет великое землетрясение, Солнце побледнеет, а Луна сделается красной, как кровь, на Землю начнут падать звезды. От этого скроется небо «свившись как свиток» и материки придут в движение («и всякая гора и остров двинулись с мест своих»). Все люди скроются в пещерах и ущельях гор и начнут умолять их скрыть от гнева бога. Затем Ангел пометит печатью Бога тех, кто вел праведную жизнь – и они спасутся, вознесясь в обитель божью обитель. После чего семь ангелов затрубят в трубы и на Землю обрушатся бедствия (землетрясения, град, пожары, извержения вулканов и т.д.). Потом на землю упадет метеорит, и из образованной им расщелины выйдет огромная саранча и начнет жалить грешников.

Саранча эта будет размером с лошадей, с человеческими лицами и львиными зубами и жалами как у скорпионов. Ее укусы не будут убивать, а только мучить людей, как укусы скорпионов. Даже те грешники, кто захочет умереть, умереть не смогут. Так продолжится пять месяцев, после чего произойдет нашествие четырех Ангелов во главе войска на конях, изрыгающих огонь, дым и серу. После того как протрубит седьмой Ангел, Земля станет «Царством Господа». Тогда на небе появится знамение – женщина, «облеченная в Солнце» и огромный красный дракон с семью головами.

Женщина родит ребенка, и начнется война за него между драконом и Ангелами. В конце этой войны Ангелы низвергнут дракона (дьявола) на Землю и он станет править на земле (олицетворение порока). Тогда бог повелит своим семи Ангелам вылить на Землю 7 чаш гнева. И люди, оказавшиеся во власти дьявола, снова начнут страдать: на их телах появятся гнойные раны, все живое в морях погибнет, Солнце начнет жечь люде огнем, и т.д. Будет разрушен город Вавилон, ставший символом грешности людей. После этого войско Зверя (порок) и земных царей сразится с войском бога и проиграет, Зверь и его лжепророк будут брошены в огненное озеро.

Дракон будет связан и брошен в бездну на тысячу лет, после чего будет освобожден и вновь станет искушать народы. Тогда Бог сожжет вновь подчинившиеся дьяволу народы, а самого дракона сбросит в огненное озеро к Зверю и лжепророку. Тогда начнется суд над мертвыми и каждому воздастся по его заслугам: грешные будут брошены в огненное озеро, а праведники увидят новый мир и новый Иерусалим (рай), в котором не будет болезней, горестей и несчастий.

Исламская эсхатология. Вера в Судный День одно из основных положений веры в Исламе.

Мусульмане верят, что в день, известный лишь Богу (Аллаху), когда он посчитает нужным, этому миру придет конец в результате ужасающего, невообразимого космического катаклизма.

Архангел Исрафил дунет в огромную трубу под названием «Су"ур» и наступит Конец Света.

Страшный звук трубы умертвит все живые существа и на земле произойдёт страшная буря, сильное землетрясение.

Рухнут не только постройки людей, но и разрушатся до основания все горы. Конец Света коснётся не только Земли.

Нарушится гармония всего мироздания и в результате катаклизма произойдёт переустройство всей вселенной. По прошествии определённого времени, отпущенного на такое переустройство архангел Исрафил (мир ему) вторично дунет в трубу «Су"ур». После второго гласа «Су"ур», воскреснут все мёртвые и будут призваны на поле «Махшар», где Всевышний Аллах будет вершить Свой Справедливый Суд.

Каждому воскресшему будет вручена книга с его деяниями. Вера в Судный День, - это также и вера в существование Весов «Мизан». На этих весах будут взвешены все добрые дела и грехи. Ничто нельзя будет утаить. Те, кто прожил благочестивую жизнь – немедленно попадут в рай (сады Адна) и испытают счастье, понимание которого лежит далеко за пределами человеческого воображения. А те, кто не верил в Единого Бога Аллаха – будут пребывать в непрерывном, страшном огне среди отвратительной обстановки и таких же друзей по несчастью. В Коране (священной книге мусульман) говорится, что неверующие захотят обрести еще одну возможность вернуться в мир, чтобы в свете своего нового знания о Бытие прожить жизнь иначе, но будет уже слишком поздно.

Индуизм Зороастризм Германо-скандинавская мифология Христианство Мусульманство
Кто будет препят-ство-вать концу света. Никто. Конец света для индуистов – в порядке вещей. Все должно идти своим чередом. Люди.

Только после этого доброе верховное существо за них вступится.

Боги. Они пожертвуют собой, даже зная, что победить не смогут. Грешники и дьявол. Мир, который будет перед концом света, будет удовлетворять только их. Никто. Никто не сможет противостоять мощи бога.
При-родные ката-клизмы перед концом света (земле-трясе-ния). Да. Да. Перед концом света будет нашествие саранчи и долгая зима. Да. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Перед концом света будет долгая зима. Перед концом света будет нашествие саранчи. В катаклизмах задействованы Солнце и Луна. Да.
Дата конца света. Известна. Примерно известна. Неизвестна. Конец света наступит, когда зло окончательно перевесит. Известна только богу. Конец света наступит неожиданно, но существуют признаки конца света, местами сбывшиеся.
Кто погиб-нет в резуль-тате конца света. Все люди. Грешники. Все люди и все боги. Грешники. Грешники.
Что обозна-чает конец света. Смерть мира. Очищение и обновление. Очищение и обновление. Воздаяние каждому за свершенное им.
Вина за конец света Люди, боги не виновны И боги, и люди Да, ангелы низвергают дракона в наш мир
1) Кто будет препятствовать концу света: Сопоставив все пять столбцов, мы можем судить о мировоззрениях всех пяти народов. Два полюса здесь – это скандинавы и индуисты. Для Индуизма свойственно подчинение общему течению событий. У скандинавов сопротивление концу света идет до самого конца, одновременно боги осознают, что эта борьба бесполезна (от судьбы не уйдешь). Однако тут вступает в силу другой стимул – герои сражаются во имя посмертной славы.

Возможно, причиной столь разного восприятия судьбы послужила разница в условиях жизни народов (мирные скотоводы-индийцы и воинственные варвары Скандинавского полуострова, у которых война – способ выживания). Противоречия между Иранцами и Индусами, как двумя народами-антагонистами (конфликт между скотоводами и земледельцами неизбежен) выявляются и в их эсхатологиях.

Верховное божество, высшая сила у индусов (их собственный бог) разрушает мир, в то время, как у иранцев бог спасает людей, наказывая только грешников.

Вообще индуистская мифология интересна тем, что у них именно весь мир переполняется злом, а не только отдельные грешники заставляют бога разрушить мир. Что касается Христианства и Ислама – то в обоих этих религиях противодействие концу света – вовсе удел грешников.

Разница лишь в том, что в Исламе «неверные» просто не смогут противостоять Богу и автоматически перейдут под его контроль. Таким образом, проповедники Аллаха еще раз пытаются подчеркнуть величие своего Бога. 2) Природные катаклизмы перед концом света: Во всех мифологиях конец света наступает из-за природного катаклизма (в Индуизме, только, конец света в большей степени олицетворяется, чем где-либо). Это – не совпадение, для людей, создающих мифологию, на тот момент самым страшным бедствием были землетрясения, град и т.д.

Человек на тот момент еще не в такой мере овладел силами природы, чтобы опасаться самого себя (например, ошибки на ядерном реакторе). Интересным фактом является подробное описание в Древнеиранской и Христианской эсхатологиях угрозы связанной с саранчой. Это может быть следствием перенятия мифологических сюжетов между народами. Как известно, в Зороастризме были сделаны первые шаги к монотеизму, а Христианство – яркий пример единобожия. В скандинавской и христианской мифологиях природные катаклизмы напрямую связаны с Солнцем и Луной. Это говорит о том, что этносы, создавшие эти мифы владели началами астрономии и понимали связь между космическими объектами, в эсхатологии викингов установлена также прямая связь между Солнцем и температурой на Земле (зима Фимбульветр после того, как Фенрир проглотит Солнце). 3) Дата конца света: Особенное место в данном аспекте занимает Ислам. В Коране описан момент, в котором пророка Аллаха Мухаммада спросили о дне Конца Света. Он в ответ спросил, о том, откуда спрашивающий уверен в том, что Конец Света не стоит за порогом. У мусульман Конец Света может наступить в любой день, у них мир уже переполнен злом. Такое отношение к Последнему Дню можно рассматривать, как еще один метод заставить верящих в Аллаха вести праведную жизнь, поставив их перед фактом скорого конца. В Индуизме и Зороастризме, как в более древних религиях присутствует определенная дата конца света. В Христианстве и Германо-скандинавской мифологии, как более поздно оформившихся религиях ее нет. Это свидетельствует о возрастающей доле философии в религии (теперь наступление или приближение конца света зависит от каждого). 4) Кто погибнет в результате конца света (что обозначает конец света): Также о возрастающей доли гностики (гностика – совокупность религии и философии) можно судить по тем фактам, что эсхатология Индуистов не оставляет в живых никого (для этой мифологии конец света – действительно его конец). В это время у зороастрийцев, мусульман и христиан те, кто вел праведный образ жизни, останутся в живых (или переродятся в новом, перерожденном мире). Так, иносказательно, людям, проповедующим ту или иную религию, даются жизненные приоритеты. В Германо-скандинавской мифологии боги и люди умирают, но после уничтожения прежнего мира, из Царства Мертвых выйдут несправедливо убитые боги, которые не были ответственны за ошибки предыдущих и создадут новый мир. В какой-то степени, это – своеобразное перерождение. У мусульман и христиан после конца света новый мир не рождается, люди так и остаются либо в аду, либо в раю. Наш мир эти две религии позиционируют как конечный и единственный – это накладывает на верующих дополнительную долю ответственности. 1) Мифология.

Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002 С. Фингарет "Мифы и легенды Древнего Востока", -М.:Норинт, 2002 2) http://persian.km.ru История и мифология Древнего Ирана.

Мифология Ближнего Востока Хук Самуэль

Эсхатологический миф (миф о конце света)

Эсхатологические мифы являются отличительной чертой еврейской и христианской мыслительной традиции. Возможно, кое-что они почерпнули из эсхатологии зороастризма. В писаниях пророков, а более всего в апокалиптической литературе значительное место занимает идея катастрофического конца света. Пророки полагали, что «история спасения» должна быть связана с решающим вмешательством божественных сил. «И будет в последние дни», – типичная фраза пророческой литературы. Когда пророки пытаются описать конец света, они вынуждены прибегать к языку мифов. Описание победы Мардука над драконом – повелителем хаоса в вавилонском эпосе о творении мира – дает им картины и образы, необходимые для описания решающей победы Яхве над силами зла. Как божественный акт создания лежит где-то вне исторических реалий и может быть описан только языком мифов, так и божественный акт, который завершает историю, может быть описан только таким же языком. Из иудаизма эсхатологическое использование мифа было перенесено в христианство, где в полном объеме проявилось в Откровении Иоанна Богослова.

Необходимо сказать, что использование этой категории мифов в евангельских текстах ни в коей мере не ставит под сомнение их историческую точность. Однако для тех, кто верит (как это делали пророки и первые ученики Христа), что Бог вошел в историю человечества, в истории есть некоторые моменты, когда случаются события, причины и природа которых лежат за пределами исторических причинных связей. Здесь функция мифа заключается в том, чтобы при помощи символических образов выразить то, что не может быть выражено по-другому. Так миф становится продолжением символизма.

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

4. В конце дней К читателю: Приступая к чтению этой главы, читатель должен вооружиться правильными определениями всех духовных понятий. В противном случае, в его представлении будут возникать материалистические овеществленные образы, взятые из представлений нашего мира,

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 23 СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ:ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ Основатель культа: его время и «открытия» Культ, на котором мы теперь остановимся, известен под названием Свидетели Иеговы. Рассмотрим его, как учение и практику, особенно потому что он имеет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Ж. В конце столетия В 1880–е годы зарубежные миссии, руководимые преимущественно теми людьми, которые уже были адвентистами, вдохновились присутствием Елены Уайт в Европе и ее статьями о Европе в церковных газетах, издаваемых на родине. В то же время другие континенты

Из книги Верую. Вера образованных людей автора Сербский Николай Велимирович

3. Эсхатологический Остаток Исайя, более чем другие пророки, объединяет мессианские пророчества с конкретной теологией Остатка и при этом выходит за рамки всех исторических случаев исполнения ветхозаветных пророчеств об Остатке. Исайя предсказывает, что Мессия как

Из книги Размышления о бессмертной душе автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

…Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша И пророк, и тайнозритель, прозревая вечность, видели Его: то не было сияние солнца, и не свечение луны или звезд, но все-таки некий неизреченный Свет проникал всюду и

Из книги Иисус Христос автора Каспер Вальтер

О конце мира Из творений митрополита Вениамина (Федченкова)Глубокочтимый батюшка о. Александр!* (*Адресат писем - один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем.- Ред.) Благословен Бог наш, "Имже живем, и движемся, и есмы" (Деян. 17, 28).Вы

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

12. О конце покаянных трудов (Соб. 20-е) 221. Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

О конце времён 1 - В то время поднимется Микаил, великий ангел, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу, - будет избавлен. 2 Многие

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

О конце времен 1 В то время поднимется Михаил, великий князь, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы, до того времени. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу - будет

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Ваххабиты в конце ХХ века Кроме Саудовской Аравии ваххабиты существуют также в Индии, Пакистане, Афганистане, Сирии, Иордании, эмиратах Персидского залива, Индонезии, Средней Азии, Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия) и Северной

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

В конце дня шестого – Дальше говорится так:/26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

IV. Палестина в конце VI века Покоренная некогда римлянами Палестина в VI веке входила в состав Восточной Римской империи. После времен Веспасиана и Адриана, после двух страшных погромов, к VI веку Палестина успела значительно оправиться, главным образом, вследствие того, что

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

4. Первоначальный и эсхатологический моменты Для того чтобы составить верное представление об эсхатологическом моменте, представляется целесообразным снова обратиться к первоначальному моменту. Момент, через который время входит в вечность, точно соответствует тому

Из книги автора

3.5.4. Иной возможный вывод об основном содержании обетованного откровения – эсхатологический суд Божий А. Гэрроу считает, что самым главным в содержании обетованного откровения является эсхатологический суд Божий. В Откр 14 возвещается суд над царством зверя: «Кто