Ученые сенека. Философ Сенека: биография. Подложные письма Сенеки к апостолу Павлу

Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) - римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время - испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.

В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью .

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.

Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга.

Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы - «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», «О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой его увлекал стоицизм, в особенности воззрения Посидония. Еще в детском возрасте он попал в Рим вместе с родителями. Был в течение пяти лет воспитателем будущего императора Нерона (с двенадцатилетнего возраста). В период правления Нерона роль Сенеки в государственных делах очень высока, но затем он попал в немилость, стал заниматься исключительно литературно-философской деятельностью. Был обвинен в заговоре против Нерона и приговорен к смерти. Нерон приговорил его к самоубийству, что он и сделал, вскрыв себе вены. Сенека - очень плодовитый писатель и оставил после себя многочисленные произведения. Его перу принадлежат как философские сочинения, так и художественные и естественнонаучные, многие из которых утрачены. Он создал несколько философских трактатов, девять трагедий, одну историческую драму, десять философско-этических диалогов, восемь книг "Естественнонаучных вопросов", знаменитые "Нравственные письма к Луциллию" (.124 письма). Его сочинения представляют исключительный интерес, так как касаются нравственно-практических вопросов, имеющих у Сенеки обоснование. Его высказывания о житейской мудрости не потеряли своей актуальности до наших дней. Им было написано много сатирических произведений, из которых выделяется "Отыквление" - сатира на покойного императора Клавдия (у римлян тыква воспринималась символом глупости). Сенека считает, что философия должна заниматься как нравственными так и естественнонаучными вопросами, но только в той мере, в какой это знание имеет практическое значение. Знание природы дает возможность иметь средства против тех сил природы, которые противостоят человеку, дает возможность бороться против болезней и различных природных бедствий. Это знание позволяет понять природу как целое. Отправляясь от Аристотеля, Сенека вместе со всеми стоиками признает, что в природе существует активное и пассивное начала. Сенека считает, что все телесно - и мир, и боги, и души. При этом все одушевлено, все разумно и божественно. Сенека стоит на пантеистических позициях. Для него не может быть природы без Бога и Бога без природы" [О благодеяниях, IV.8]. В "Естественнонаучных вопросах" он пишет: "Угодно тебе назвать его судьбой? Ты не ошибешься. Он тот, от которого все зависит, в нем причина всех причин. Угодно тебе именовать его провидением? И тут ты будешь прав. Он тот, чьим решением обеспечивается мир, дабы ничто не препятствовало его ходу и все действия его выполнялись Угодно тебе наименовать его природой? И это не ошибка, ибо из лона его все рождено, его дыханием мы живем. Он все то, что ты видишь, он весь слит со всеми частями, поддерживая себя своей мощью" . Сенека все же непоследовательный пантеист. Природу он понимает в духе старого учения о четырех элементах, как состоящую из огня, воздуха, земли и воды. "Все возникает из всего. Из воды воздух, из воздуха вода, огонь из воздуха, из огня воздух... Все элементы подвержены взаимным возвращениям. Что погибает из одного, возвращается в другое" [Естественнонаучные вопросы. Ill, 19]. Отвергая религию и считая, что истинная религия - это культ добродетели, Сенека в то же время приходит к теистическому пониманию мира, подразумевая Бога, существующего отлично от материи. Таким образом, учение.Сенеки пронизано противоречиями: с одной стороны он признает, что все в мире совершается согласно законам природы а с другой - что все от Бога. С одной стороны, он насмешливо относится к мифологии, с другой - признает роль всякого мистического, вплоть до того, что философски обосновывает гадания. Особенно противоречиво его учение о душе. Сенека считает, что душа телесна, что человеческая душа является частью космической души, мировой пневмы. Разум человека выступает у Сенеки частью "божественного духа, погруженного в тело людей". Душа телесна, так как она "тоньше огненного". Но несмотря на это Сенека считает, что душа и тело находятся в постоянной борьбе. Душа, согласно Сенеке, слаба и постоянно стремится освободиться от тела. Сенека часто говорит, что наши души бессмертны. Таким образом, Сенека сочетает свои воззрения о телесности души с ее бессмертием. В этой связи он высказывает некоторые мысли о естественном страхе перед смертью, так как полагает, что божественная часть нашей души никогда не умирает. Он подтрунивает над теми, кто сожалеет, что их уже не будет через тысячу лет, но почему-то они не сожалеют, что их не было тысячу лет тому назад. Он считает, что смерть - дело привычное. "Умереть - это одна из налагаемых жизнью обязанностей", -пишет он в 77 письме к Луциллию, которое заканчивается словами: "Жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна". Сенека, подобно стоикам, рассматривает вопрос о самоубийстве и допускает его, считая только, что оно возможно лишь при определенных условиях, и предостерегая против "сладострастной жажды смерти", которая охватывает некоторых людей, становясь эпидемией. Основанием для самоубийства Сенека считает как телесные болезни, так и рабство, понимая под последним в основном не социальное рабство, а рабство добровольное, то, когда люди находятся в рабстве у похоти, скупости, страха. Таким образом, для Сенеки главное - это свобода духа, именно поэтому он так относится к смерти. "Что такое смерть? Либо конец, либо переселение. Я не боюсь перестать быть - ведь это все равно, что не быть совсем, я не боюсь переселиться - ведь нигде я не буду в такой тесноте" (имеется в виду тело, 65 письмо к Луциллию). И все это составляет главную тему этических высказываний Сенеки, которые прославили его в течение всей истории. Этические положения излагаются Сенекой почти во всех его произведениях - и в "Нравственных письмах к Луциллию", и в "Естественнонаучных вопросах", и в других произведениях. В них Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни изменить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Нужно только стоически выдерживать удары судьбы. В этом проявляется пассивная позиция стоика, а активность должна проявляться в господстве над своими страстями, не быть у них в рабстве. Счастье человека состоит в нашем отношении к событиям и обстоятельствам: "Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". В этом, по Сенеке, состоит величие стоического духа, когда человек не ропща принимает все как должное. "Лучше всего перетерпеть то, чего не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать Богу, по чьей воли все происходит. Плох тот солдат, который идет за полководцем со стоном" [Письмо 107]. И здесь же: "Изменить такой порядок мы не в силах, - зато в силах обрести величие духа" [Письмо. 107.7]. Однако это не просто пассивное отношение к жизни, равносильное бездействию. Это всего лишь философское обоснование позиции, когда ничего нельзя сделать, когда обстоятельства складываются таким образом, что человек бессилен противостоять событиям. В этом случае, по Сенеке, лучше всего не впадать в отчаяние и продолжать действовать. Т.е. человек должен трезво учитывать все обстоятельства и быть готовым ко всякому повороту событий, сохраняя при этом спокойствие духа, здравый смысл, мужественность, энергичность, деятельность. "Та жизнь счастлива, - говорит он, - которая согласуется с природой а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужественен и энергичен благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом" [Сенека. О счастливой жизни]. В своих воззрениях Сенека проявлял космополитизм в лучшем значении этого слова. Он часто говорил о человечестве как об одном народе отечество всех людей - это весь мир. Он пишет в трактате "О благодеяниях": "Общительность обеспечила ему (человеку. - Л.Б.) господство над зверями. Общительность дала ему, сыну земли, возможность вступить в чуждое ему царство природы и сделаться также владыкой морей... Устрани общительность, и ты разорвешь единство человеческого рода, на котором покоится жизнь человека . В "Нравственных письмах к Луциллию" он также пишет, что "все, что ты видишь, в чем заключено божественное и человеческое, -едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий" [Письмо 95]. В связи с этим Сенека формулирует по-своему золотое правило нравственности: "Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше" [Письмо 47]. Или в другом месте: "Нужно жить для другого, если хочешь жить для себя" [Письмо 48]. Но для этого, по мнению Сенеки, необходимо быть прежде всего другом самому себе. Он пишет Луциллию: "Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: "Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом&" Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай- такой человек всем будет другом" [Письма 6, 7]. Дружбу же с самим собой он понимает как психологическую гармонию внутреннего мира человека, господство разумного начала над страстями как низшим началом. Всего этого, по мнению Сенеки, можно добиться философией, которой он придавал первостепенное значение в жизни. В то же время он считает, что философия полна ненужных вещей. Так, Протагор говорит, что о каждой вещи можно утверждать прямо противоположное, и при этом сомневаясь даже в данном утверждении. Демокритовец Навсифан говорит, что все, что нам кажется существующим, существует в такой же мере, как и не существует. "Брось же это в ту кучу ненужностей, что и многие из свободных искусств! Те преподают мне науку, от которой не будет пользы, а эти отнимают надежду на всякое знание... Если я поверю Протагору, в природе не останется ничего кроме сомнений, если Навсифану - достоверно будет только то, что нет ничего достоверного" [Письма 88,45]. Все это Сенека приводит как пример диалектики никому ненужной и ставит в пример философов, которые своей жизнью показали ценность их философии. Прежде всего он восхищается стоиками. "Хочешь освободиться от пороков - сторонись порочных примеров. Скупец, развратитель, жестокий, коварный, - все, что повредили бы тебе, будь они близко, в тебе самом. Уйди от них к лучшим, живи с Катонами, с Лелием, с Тубероном, а если тебе по душе греки - побудь с Сократом, с Зеноном. Один научит тебя умереть, когда это необходимо, другой - раньше, чем это необходимо. Живи с Хрисиппом, с Посидонием. Они передадут тебе знание божественного и человеческого, они прикажут тебе быть деятельным и не только красно говорить, сыпля словами для удовольствия слушателей, но закалять душу и быть твердым против угроз. В этой бурной, как море, жизни есть одна пристань: презирать будущие превратности, стоять надежно и открыто, грудью встречать удары судьбы, не прячась и не виляя" [Письмо 104. 21-22]. И Сенека призывает поступать таким же образом, подчеркивая деятельную сторону философии, в которой различал два момента: умозрительную и прикладную части философии, которая "и созерцает, и действует" . Сенека разделяет мудрость, т.е. философию, и знание. Знание - это то, что делает человека ученее, но не лучше. Все, кто загромождает философию ненужностями, кто занимается словесной игрой, тот делает философию трудной. По его мнению, знания мешают мудрости, а потому необходимо стремиться к ограничению знания, так как избыток знания забивает голову пустяками. Только философия дает дорогу свободной мудрости. "Обратись к ней, если хочешь не знать ущерба, быть безмятежным, счастливым и, главное, свободным. Иным способом этого не достичь" [Письмо 37. З]. Таким образом, философия - это наука о жизни. "Философия... выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что требуется совет, которого можно спросить только у нее" . В итоге Сенека повторяет принцип стоической этики: жить согласно с природой. "Природа должна быть нашим руководителем: разум следует ей и советует нам. Следовательно, жить счастливо - одно и то же что жить в согласии с природой" [О блаженной жизни. VIII. I]. В связи со счастливым образом жизни, проповедуемым Сенекой, заслуживают внимания его мысли о проблеме времени и его важности для человека. Он считал, что время - самое важное, что есть у человека поэтому его необходимо беречь. Свои "Нравственные письма к Луциллию" он начинает словами: "Сенека приветствует Луциллия Так и поступай, мой Луциллий! Отвоюй себя для себя самого береги время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую Но позорнее всего - по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделья и всю жизнь - не на те дела, что нужно Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди, а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти" [Письмо 2.1-2]. Вся этика Сенеки представляет собой систему нравственных правил о поведении человека для достижения счастливой жизни. При этом он считал что жизнь философа должна являться примером и выражением его философских взглядов, только так он может доказать их истинность К сожалению, сама жизнь и деятельность Сенеки представляли собой пример расхождения теории и практики. Он жил не в соответствии со своими принципами. В течение своей жизни он правдами и неправдами нажил огромное состояние, в то время как учил, что не в богатстве счастье. Он сам все это понимал и пытался, насколько возможно, объяснить такое положение. В работе "О счастливой жизни" он пишет: "Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет основания презирать меня за хорошую речь и за сердце, полное чистыми помыслами... Про меня говорят: "Зачем он, любя философию, остается богатым, зачем он учит что следует презирать богатства, а сам их накопляет? презирает жизнь - живет? презирает болезни, а между тем заботится о сохранении здоровья? называет изгнание пустяком, однако, если ему удастся, состарится и умрет на родине?" Но я говорю, что все это следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоиться об этом; он собирает его не в своей душе, но в своем доме". В этих словах также проявляется одна из главных позиций Сенеки в этике - важно наше отношение к вещам, а не отрицание значения этих вещей в нашей жизни. Кратчайший путь к богатству, - говорил он, -это презрение к богатству. Сенека всегда был и остается одним из наиболее читаемых философов в области моральной философии.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Отец Сенеки — Луций Анней Сенека Старший — был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова).

При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим. Он мечтал дать трем своим сыновьям такое же хорошее образование, какое получил когда-то сам; мечтал о политической карьере для них.

Сенека Младший с юности увлекся философией. Под влиянием учителей — Сотиона и Фабиана Папирия, вышедших из школы Секстиев, а также близкого к пифагорейской школе Аттала — Сенека неукоснительно следовал строгим правилам воздержания. Многие привычки он сохранил до старости. Однако отцу удалось пробудить в пылком юноше честолюбие и направить его к политической карьере. Сенека стал адвокатом, но его первые успехи были прерваны тяжелой болезнью, для излечения которой он на несколько лет уехал в Египет.
Там молодой философ посещал александрийский Мусейон, знаменитую Александрийскую библиотеку, встречался с египетскими учеными, а также написал некоторые не дошедшие до нас естественнонаучные сочинения.

По возращении в Рим Сенека, известный к тому времени как писатель и оратор, получил первую государственную должность и вошел в сенат. Он был уверен, что, зачитывая перед императором и сенатом свои произведения, сможет воздействовать на умы представителей власти, а через них и на общество. Но его ораторские успехи и философские взгляды вызывали негодование сначала у императора Калигулы, а затем и у пришедшего ему на смену Клавдия. В результате интриг Сенека был сослан на Корсику.

В ссылке философ предался научным занятиям и увлекся наблюдением небесных светил. Удаленность от столицы, созерцание мира во многом определило будущие взгляды Сенеки. Особую важность для философа приобрели вопросы об отчизне и чужбине, о Риме и остальном мире, о том, что созерцание величия мира есть первый и основной долг человека, о земле как едином обиталище человеческого рода. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли — нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу».
Как в годы молодости, перед Сенекой вновь встал вопрос о ценности «государственной жизни», от которой его насильно оторвали, и жизни созерцательной — то есть долга перед государством и перед самим собой. Ответ на этот вопрос философ дал в трактате «О краткости жизни».

В это же время Сенека пишет свои первые трагедии — «Федру», «Эдипа», «Медею». Все его трагедии написаны на мифологические и хорошо известные современникам темы, поэтому само повествование не является целью философа. Через образы, через черты героев и их поведение он старается передать читателю нравственные нормы, показать жизнь такой, какой ее видит философ, и воспитать римлян. В его трагедиях нет случайных деталей, все они говорят об отступлении от нормы, «порче нравов» и последствиях этого отступления.

В 49-м году жена Клавдия Агриппина добилась возвращения Сенеки из ссылки, выхлопотала для него высокую государственную должность и предложила ему стать наставником ее сына, Нерона.
Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником. Несколько первых лет правления Нерона, относительно счастливых для Рима, служат прямым тому доказательством. Когда Нерон в 54-м году пришел к власти, то провел ряд мероприятий под руководством Сенеки. На некоторое время возросла власть сената, были произведены финансовые реформы.

Одной из своих задач Сенека считает попытку направить сограждан к нравственному идеалу, однако он понимает, что на этом пути неизбежны компромиссы между идеалом и реальной действительностью. И поэтому важную роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы. Наибольшая же польза обществу и благоденствие государству могут быть принесены правителем, который следует этой нравственной норме. Вот почему он так серьезно и ревностно отнесся к своей миссии воспитателя.

Спустя год после воцарения Нерона Сенека обратился к нему с трактатом «О милосердии», в котором указал разницу между идеальным государем и тираном. В трактате он назвал основной добродетелью властвующего разумное милосердие, благодаря которому тот находит должную меру между мягкостью и строгостью, необходимой для обуздания порочной толпы.

Однако в 62-м году положение Сенеки становится шатким, он постепенно теряет влияние на императора.
В 58-м году на философа начинаются нападки, и он вынужден защищаться. Его апологией стал трактат «О блаженной жизни». Эта книга стала самой решительной попыткой философа примирить стоическую доктрину и действительность. В очередной раз он говорит о необходимости нравственной нормы, или совести: только она отличает философа от толпы, полностью занятой заботами о богатстве, власти и наслаждениях. В повседневной жизни, в круговороте забот и обязанностей только она укажет путь и к сохранению внутренней свободы, и к служению другим людям. Так она поможет сделать богатство полезным для всех, научив философа щедрости и благодеяниям. Среди всех философов-стоиков Сенека больше всего говорит об осознанной разумом совести.

Эта жизненная ситуация, когда осуществление мечты об идеальном правителе оказалась невозможным в реальной жизни, привела Сенеку к размышлениям, стоило ли делать все, что было сделано. В трактате «О спокойствии души» он отвечает: «Да». Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и, прежде всего, деяние на благо государства. «...Вот что, я полагаю, должна делать добродетель, и тот, кто ей привержен: если фортуна возьмет верх и пресечет возможность действовать... пусть он берет на себя меньше обязанностей и с выбором отыщет нечто такое, чем может быть полезен государству. Нельзя нести военную службу? Пусть добивается общественных должностей. Приходится остаться частным лицом — пусть станет оратором. Принудили к молчанию — пусть безмолвным присутствием помогает гражданам. Опасно даже выйти на форум — пусть по домам, на зрелищах, на пирах будет добрым товарищем, верным другом, воздержным сотрапезником. Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человека!»

В это время Сенека пишет также большой трактат «О благодеяниях». В акте добровольного благодеяния Сенека теперь видит единственную надежную основу взаимоотношений между людьми. Для человека всякое благодеяние есть добродетельный поступок, награда за который — в нем самом, даже если за благодеяние не платят благодарностью.

«Нравственные письма к Луцилию» — своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. Ее адресат Луцилий — лицо реальное. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, а как бы размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций. Но в ходе этих размышлений он подводит итог всех своих поисков и раздумий нравственного характера. В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. Любая житейская мелочь, любой жизненный факт становится отправной точкой для рассуждения — все может служить примером. В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств.

Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра. И направить нашу волю к добру должна еще одна нравственная категория — совесть.
Божественная воля может быть только благой. «Бог печется о людях и воля его есть провидение». Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях, и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери. Только в испытаниях можно выявить себя. «Ты великий человек? А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать твою добродетель?», а значит, и доказать людям ничтожность невзгод. Самый благой выбор — это принятие воли божества, пусть даже суровой.
Как часть божественной воли «человек добра» воспринимает и смерть. Смерть предусмотрена мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом. Но и жизнь сама по себе не есть безусловное благо: она ценна постольку, поскольку в ней есть нравственная основа.

Но уход Сенеки в частную жизнь не обезопасил его от Нерона. Нерон ощущал, что сама личность учителя, всегда воплощавшая для него норму и запрет, стала некой преградой на его пути. Доносчики обвинили Сенеку в заговоре. Нерон, несмотря на практически доказанную непричастность Сенеки, не упустил случая и приказал своему наставнику умереть.

Система взглядов и, особенно, нравственная позиция Луция Аннея Сенеки оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. По содержанию основных положений учения Сенеки его считают первым в Риме представителем учения стоиков.

Сенека - философ, талантливый оратор, отличавшийся завидным красноречием, писатель, чьи труды служат предметом пристального изучения. Сенека-младший (как его еще называли) - автор множества афоризмов и изречений.

Сенека (философ) - биография

Сенека, античный философ, родился в в семье римского «всадника» и знаменитого ритора Луция Аннея Сенеки. Воспитанием и обучением сына занимался сам Сенека-старший, внушивший мальчику основные нравственные принципы и уделивший большое внимание развитию красноречия. Большой след в жизни ребенка оставили мать и тетка, привившие ему любовь к философии, что и определило впоследствии его жизненный путь. Следует отметить, что отец не разделял устремлений мальчика, поскольку любви к философии не питал.

Проживая в Риме, будущий философ Сенека, а на тот момент просто Сенека-младший, увлеченно занимался риторикой, грамматикой и, разумеется, философией. Восторженно внимал речам пифагорейцев Секстия и Сотиона, киника Деметрия и стоика Аттала. Его учителем стал Папирий Фабиан, пользующийся уважением Сенеки-старшего.

Начало политической карьеры

Глубокие философские и риторические познания позволили Сенеке успешно подвигаться на общественно-политическом поприще. Римский философ Сенека в самом начале своей общественной деятельности выступал в роли поверенного, позднее, при содействии тётки, вышедшей замуж за влиятельного египетского наместника Витрасия Поллиона, получил квестуру, принесшую ему звание сенатора.

Если бы не болезнь, то, вероятнее всего, будущий римский философ Сенека, по примеру своего отца, стал бы ритором. Однако серьезное заболевание, подкосившее его в начале карьеры государственного деятеля, побудило избрать иной путь. Болезнь оказалась настолько мучительной и тяжелой, что навела Сенеку на мысли о самоубийстве, которые, к счастью, мыслями и остались.

Последующие несколько лет философ Сенека провел в Египте, где лечился и занимался написанием естественнонаучных трактатов. Жизнь в Египте, далекая от комфорта, и занятия философией приучили его к простой жизни. Некоторое время он даже отказывался от поедания мяса, однако позднее отступил от принципов вегетарианства.

Деятельность в сенате

По возвращении философ Сенека входит в сенат, где довольно быстро завоевывает славу талантливого оратора, чем возбуждает ревнивую зависть правителя Рима Калигулы. Римский философ Сенека говорил увлеченно и экспрессивно, обладал завидным даром красноречия и без труда мог увлечь за собой аудиторию, которая слушала его, затаив дыхание. Калигула (см. фото выше), который не мог похвастаться подобным талантом, испытывал к философу сильную ненависть. Завистливый и ревнивый Калигула всячески принижал ораторский талант Сенеки, что, впрочем, не мешало тому пользоваться успехом у сограждан.

Жизненный путь Сенеки мог бы оборваться в 39 году, поскольку Калигула был намерен устранить блестящего оратора, однако одна из поведала императору, что Сенека, страдающий чахоткой, долго не проживет.

Примерно в это же время Сенека женился, однако брак, принесший ему двух сыновей, судя по намекам, проскальзывающим в его сочинениях, оказался неудачным.

Ссылка на Корсику

В начале правления Клавдия самым коварным и непредсказуемым врагом философа оказалась жена императора Мессалина, ненавидевшая Юлию Ливиллу (племянницу Клавдия) и преследовавшая Сенеку за поддержку, оказываемую сторонникам сестер Калигулы, которые боролись с Мессалиной за влияние на правителя. Происки Мессалины привели философа на скамью подсудимых, где он предстал перед сенатом в качестве обвиняемого (по одной из версий) в любовной связи с Юлией. Заступничество Клавдия спасло ему жизнь, смертную казнь заменили на ссылку на где Сенека - древнеримский философ и литератор - оставался почти 8 лет.

Ссылка далась ему невероятно тяжело, даже учитывая, что он мог посвятить много времени философским размышлениям и сочинительству. Подтверждением тому служат дошедшие до нас льстивые воззвания к лицам, имеющим влияние при императорском дворе, в которых он просил смягчить приговор и вернуть его на родину. Тем не менее, вернуться в Рим он смог лишь после кончины Мессалины.

Возвращение в политику

Благодаря хлопотам Агриппины, молодой жены императора Клавдия, Сенека вернулся в Рим и вновь окунулся в политику. Императрица видела в нем инструмент, позволяющий претворить в жизнь ее честолюбивые замыслы. Благодаря ее стараниям философ Сенека возглавил претуру и стал воспитателем юного Нерона, её сына. То время можно считать взлетом его могущества, которое он преумножил после кончины благодетельницы как один из советников Нерона, одарившего учителя почестями и высочайшим доверием.

Надгробная речь, произнесенная юным Нероном в память почившего Клавдия, принадлежит его перу. Впоследствии Сенека писал для императора речи на все случаи жизни, за что был высоко ценим. Брак с Помпеей Паулиной не только преумножил его богатство и упрочил влияние, но и принес ему счастье.

Правление Нерона

Начало правления Нерона выдалось для Сенеки спокойным, учитывая, что в то время он пользовался неисчерпаемым кредитом доверия у императора, который прислушивался к его советам. Историки считают, что великодушие Нерона, демонстрируемое им в первые годы правления, является заслугой Сенеки. Знаменитый философ удерживал его от зверств и иных проявлений несдержанности, однако, опасаясь утратить влияние на императора, поощрял склонность к распутству.

В пятьдесят седьмом году Сенека был удостоен должности консула. К тому времени его состояние достигло 300 миллионов сестерций. Спустя два года Нерон вынуждает Сенеку косвенно участвовать в убийстве Агриппины. Смерть ее внесла раскол во взаимоотношения императора и философа, который не мог смириться с тем, что его принудили учавствовать в столь бесчестном и противоестественном акте. Позднее философ пишет для Нерона лицемерную речь, оправдывающую это преступление.

Отношения с императором неуклонно ухудшаются. Происки соперников, указывавших властителю на опасность сосредоточения огромных богатств в руках одного человека и обращавших внимание Нерона на уважительное отношение сограждан к Сенеке, привели к печальным последствиям - первый советник впал в немилость и под предлогом слабого здоровья удалился от двора, отдав все состояние Нерону. Позднее, опасаясь прогрессирующей тирании императора, отказавшего ему в просьбе удалиться в уединенное поместье, закрылся в комнате, сказавшись больным.

Смерть Сенеки

Заговор Пизона, намеревавшегося лишить Нерона жизни, сыграл в судьбе философа трагическую роль. Злопыхатели обвинили Сенеку в участии в заговоре, предъявив императору подложную записку, уверившую того в предательстве старого учителя. По приказу императора Сенека вскрыл вены и окончил свои дни в окружении семьи, друзей и почитателей его таланта.

Философ Сенека ушёл из жизни без стенаний и страха, как проповедовал в своем учении. Его супруга хотела последовать за мужем, однако император удержал её от самоубийства.

Сенека - оратор

Сенека остался в памяти друзей и почитателей как невероятно умный, разносторонне образованный человек, мыслитель и философ, гений красноречия, блестящий оратор и остроумный собеседник. Сенека виртуозно владел голосом, обладал обширным словарным запасом, благодаря чему речь его текла ровно и плавно, без излишней пафосности и помпезности, донося до собеседника или слушателя то, что хотел поведать ему философ. Краткость и выразительность, неистощимое остроумие и богатая фантазия, неподражаемое изящество изложения - именно это отличало его от других ораторов.

Литературные труды

Известность Сенеки как писателя базируется на прозаических произведениях, где он излагал свои мысли, выступая в качестве философа, писателя и моралиста. Будучи знаменитым оратором и обладая великолепным, хотя и несколько витиеватым стилем, он считался первой литературной величиной того времени и обрел множество подражателей. Его литературные труды подвергались критике со стороны последователей Цицерона и архаистов, тем не менее сочинения Сенеки ценились и изучались вплоть до Средних веков.

Философские воззрения Сенеки

Сенека относил себя к стоикам, однако, по мнению ученых, его философские воззрения ближе к эклектике. Об этом в первую очередь свидетельствует терпимость, с которой он относился к слабостям и порокам людей. Стоицизм Сенеки подразумевал внутреннюю свободу личности, снисхождение к страстям и слабостям человеческим, безропотное подчинение божественной воле. Философ считал, что тело - всего лишь темница, из которой душа рвется на свободу и обретает подлинную жизнь, покинув его.

Свои философские воззрения Сенека излагал в виде проповедей. В наследство человечеству осталось двенадцать диатриб (трактатов небольшого размера), три больших трактата, несколько эпиграмм, девять трагедий, в основу которых легли мифические сюжеты и политический памфлет, посвященный смерти императора Клавдия. До нашего времени дошли лишь обрывки речей, написанных для Нерона.

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (Lucius Annaeus Seneca) (1 до н. э. - 65 н. э., Рим), крупнейший представитель Поздней Стой, римский государственный деятель, драматург.

Жизнь. С. - сын Сенеки Старшего (известного ритора). Точная дата и место рождения не известны. По одной (ранней и традиционной) версии, родился в Кордубе, Испания, в 4 до н. э. (в ее пользу, напр., Martial. I 61 и средневековая традиция), по другой (основанной преимущественно на косвенных свидетельствах, заимствованных из сочинений самого С, и, вероятно, более предпочтительной) - в Риме (куда переехал С. Старший) в 1 до н. э. или 1 н. э. Философией интересовался с юношеских лет. Вероятно, в кон. 10-х - нач. 20-х посещал лекции стоика Аттала, а также членов кружка Секстин СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ Сотиона, Секстия-мл. (Ер. 49,2; 108, 13 сл.) и философствующего ритора Папирия Фабиана (De brev. vit. 10; Ер. 40, 12; Nat. qu. Ill 27). Вероятно, в конце 20-х С. совершил путешествие в Египет, где лечился, изучал местные нравы и географию; вернулся в 31. Вскоре занялся карьерой и в 33/34 получил квестуру. При Клавдии в результате придворных интриг в 41 отправлен в изгнание на Корсику (где начал активно заниматься литературным творчеством), в 49 возвращен, получил должность претора и стал воспитателем юного Нерона. Консул-суффект 56 г. В правление Нерона достиг вершин власти и богатства. В 62 отношения Нерона и С. ухудшились, С. отошел от политической деятельности и занимался главным образом философскими и литературными трудами. В 65 обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой (о последних часах жизни С см. Tac. Ann. XV 62-63).

Сочинения. До нас дошли I) «Диалоги» (Dialogi) - сборник небольших (за исключением трактата «О гневе») морально-наставительных трактатов. Различные версии датировки расходятся порой весьма существенно; вероятную последовательность написания можно представить по суммирующей работе (Giancotti) примерно так: 1) «Утешение к Марции» (Ad Marciam de consolatione, после 37); 2) «Утешение к матери Гельвии» (Ad Helviam matrem de consolatione, 41); 3) «Утешение к Полибию» (Ad Polybium de consolatione - 41/44); 4) «О гневе», 3 кн. (De ira, 41-52); 5) «О постоянстве мудреца» (De constantia sapientis, 49/54); 6) «О скоротечности жизни» (De brevitate vitae, 49/62); 7) «О блаженной жизни» (De vita beata, 54/62); 8) «О спокойствии души» (De tranquillitate animi, после 54); 9) «О промысле» (De providentia, 58/62); 10) «О досуге» (De otio, 60/62). «Говорящие» названия сами по себе дают представление о тематике. Возможно, что эти сочинения объединил в сборник уже сам С. По другой версии, «диалогами» С. называл все свои прозаические сочинения (Quint. Inst. or. X 1, 129, ср. Sen. De ben. V 19, 8). II) Трактаты «О снисходительности» (De dementia, ок. 55-56) в 2 кн., «О благодеяниях» (De beneficiis, ок. 56-62) в 7 кн., «Исследования о природе» (Naturales quaestiones, 62-64) в 7 кн. и «Нравственные письма к Луцилию» (Epistulae morales ad Lucilium, закончены в 64), - в этом сборнике из 124 писем представлена «сумма» мировоззрения С. в наиболее емких и продуманных формулировках.

Многие сочинения известны только по названию или по незначительным фрагментам («О природе рыб», «О природе камней», «О колебании земли», «О форме мира», «О стране и священных обрядах египтян», «О местоположении Индии», «Нравственная философия», «Об обязанностях», «О безвременной смерти», «О браке», «О жизни отца», «О суеверии»). В трагедиях С. («Медея», «Федра», «Эдип», «Финикиянки», «Геркулес в безумье», «Геркулес на Эте», «Фиест», «Троянки», «Агамемнон», «Октавия») и сатире на смерть императора Клавдия «Отыквление» философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Сохранились также небольшие поэтические произведения. Прозаические сочинения С. выдержаны в жанре диатрибы (наставительное рассуждение на общефилософские и особенно моральные темы, обращенное к воображаемому или реальному собеседнику), элементы которого заметны даже в таком достаточно специальном сочинении, как «Исследования о природе». Художественные достоинства сочинений С. обеспечили ему видное место в истории мировой литературы.

Учение. У Аттала и Сотиона С. получил первое представление о стоической философии и пифагореизме (об увлечении последним - Ер. 108, 17 сл.); значительное влияние на С. оказали сочинения Панетия и особенно Посидония. С. хорошо знал сочинения ранних стоиков - всех основателей Стой, Аристона Хиосского и Антипатра из Тарса и, вероятно, многих других. Несомненно знакомство с Платоном и Аристотелем (напр., Ер. 58, 8-9 - категории; там же, 65, 1 сл. - разбор теории причин), с учениями элеа-тов, мегариков, киренаиков; в последние годы С. читал Эпикура, не разделяя, впрочем, его исходных установок. Сочинения С. важны в доксографи-ческом отношении (ок. 90 фрагментов в собр. SVF, свыше 70 фрагментов Посидония в собр. Edelstein-Kidd). Поэтому характеристика Квинтилиана (Inst. or. X 1, 129): «В философии он не силен, но зато был великим обличителем пороков» - справедлива лишь на вторую половину. Попытки детально проследить духовную эволюцию С. на основании биографических фактов или ненадежной хронологии сохранившихся сочинений (Giancotti, Grimai и др.) недостаточно убедительны. С уверенностью можно утверждать лишь, что в последние годы жизни С. уделял повышенное внимание общефилософским проблемам и вопросам нравственного самосовершенствования.

С. - ключевой представитель Поздней Стой. В его мировоззрении реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия в конечном счете сводится к этике и из отвлеченного исследования первооснов бытия, блага и добродетели становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия - «лекарство» для души (Ер. 117, 33), она «учит делать, а не говорить» (20, 2). С. чуждо сухое, методичное теоретизирование, и говорить о его «учении» следует с большой осторожностью. Однако он неизменно внимателен к теории, в большинстве пунктов верен раннестоической ортодоксии (критикует, напр., Аристона Хиосского и Антипатра из Тарса за отступления от догмы: 89, 13; 92, 5; 94, 2) и отождествляет себя со стоической школой («наши» -117, 2). С. наряду с Цицероном принадлежит основная заслуга в переводе греческих философских (и, в частности, стоических) терминов на латынь.

«Мудрость» (sapientia, σοφία) С. традиционно определяет как «знание вещей божественных и человеческих» (Ер. 89, 4) - знание, достигшее высшего совершенства, - или как «искусство жизни» (ars vitae - 117, 12). Философия - стремление к мудрости, и в этом отношении может рассматриваться как своего рода тайное знание, доступное лишь избранным (95, 64; Nat. qu. I pr. 3). Она самодостаточна, а все специальные и прикладные, «свободные науки» (artes liberales) черпают из нее свои основания, служат ей и сами по себе не делают человека лучше (Ер. 88, 1 сл.: Nat. qu. I pr. 1). Философия изучает общие законы и основоположения (Ер. 94, 2 сл.): правила применения разума, первопричины сущего (в духе «этиологии» Посидония - 95, 65) и природу блага и зла; соответственно этому она делится на логику, физику и этику (89, 9 сл.). Первые две части С. считает хотя и вспомогательными, но (в отличие от Аристона) совершенно необходимыми для обоснования этики (89, 13). При декларативном пренебрежении к деталями и частным вопросам (век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать» - 45, 5) С. постоянно уделяет им внимание. В некоторых случаях С. допускает различные варианты решений, и даже подчеркивает критичность своей позиции (33, 4 сл.; 113, 23; De vit. beat. 3, 2), но скепсис на уровне методологической установки считает наихудшим заблуждением (Ер. 88, 43 сл.).

Логика - общая пропедевтика, учащая правильно пользоваться разумом и корректно строить рассуждения, без чего невозможно отличить истинное от ложного и благо от зла (89, 11 сл.). Хотя логическая часть не была для С. предметом первостепенного интереса, он упоминает о ее делении (риторика, диалектика и т. д. - 89, 17 сл.) и порой разбирает специальные вопросы (напр., соотношение знака и обозначаемого смысла -111, 13). Главное - не превращать поиск истины в игру словами (за что С. критикует даже основателя школы Зенона - 82, 9, ср. 49, 5 сл.; 88, 42). Гносеология (в узком смысле) традиционна: чувственное восприятие (начальная ступень) -представление - «согласие» (117, 13).

Физика необходима постольку, поскольку, не понимая природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя (Nat. qu. I pr. 13 сл.). Основоположения физики в основном трактуются в соответствии со школьной догмой. Все делится на телесное и бестелесное (Ер. 58,11; 89, 16). Правда, говоря о родах того, что существует, С. предпочитает понимать первую стоическую категорию (τι, «нечто»), обнимающую и телесное, и бестелесное, как «нечто сущее» (quod est - 58, 11 сл.), хотя по школьной традиции сущим в настоящем смысле считалось только телесное (из других «категорий» С. довольно часто упоминает, напр., третью - quo modo se habens = πὼς ἔχον - 50, 6; 113, 2; 7). В телесном различаются два начала: активное (бог-логос) и пассивное (бескачественный субстрат, вещество) (65, 2; 23). Верховное божество - пневма (spiritus), пронизывающая и структурирующая космос, - по традиции стоического пантеизма персонифицировано как Логос-Юпитер, вмещающий в себя прочие божества (6, 5; 9; Nat. qu. I pr. 3; V 18, 13 сл.). Оно тождественно благому промыслу, руководящему всеобщей и необратимой связью причин, или судьбой (Ер. 19, 6; Nat. qu. II 35-37). Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине (Ер. 65, 11 сл.).

С. - последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы. В ряде утраченных трактатов С. разбирал специальные вопросы зоологии, геологии и географии. Трактат «Исследования о природе» (основанный на материалах Посидония и собственных наблюдениях) посвящен оптическим атмосферным явлениям (кн. I), громам и молниям (II), водам (III-IV ч. 1), облакам (IV ч. 2), ветрам (V), землетрясениям (VI), кометам (VII). Сверхзадача трактата - раскрыть целесообразность и божественность мироздания VI 3, 3 сл.). Отвлеченную теокосмологическую проблематику С. излагает достаточно традиционно. Его своеобразие - в личном отношении к божеству (свойственном до С. Клеаифу, а после него - Эпиктету и Марку Аврелию). С. придает самодовлеющее значение переживанию этой связи, religio (Ер. 41, 3; 95, 50) - тем самым теология получает точки соприкосновения с этикой.

В психологии и антропологии С. частично следует Панетию и Поси-донию. В душе существует иррациональная часть (зависимая, правда, от «ведущего начала» - principale = ἡγεμονικόν, Ερ. 92, 1); она, в свою очередь, состоит из двух половин: одна более благородна и руководит аффектами, другая более низменна и заведует наслаждениями (92, 8 ср. 71,27; 75, 11 сл.). Однако в других местах он ближе к Хрисиппу: аффекты не являются природными задатками души, их нужно не умерять, а устранять (напр., De ira I 7 сл.; Ер. 85, 10). Из специальных вопросов С. разбирает, напр., механизм возникновения импульса (Ер. 117, 13) и различие мнений Клеанфа и Хрисиппа по этому поводу (113, 23). Психологическому дуализму у С. сопутствует заметный дуализм душа / тело пифагорейско-пл атонического толка: тело - темница и оковы: истинная жизнь души начинается с освобождения от них (Ad Helv. 11, 7; Ad Marc. 24, 5; Ер. 65, 16 и др.).

Этика С. в основном не отступает от стоической догматики. Фактически (не говоря об этом отчетливо) С. делит ее на теоретическую и практическую (паренетику). В первой части выделяются разделы о благе и зле, о влечениях и поступках (Ер. 89, 14). Необходимость изучения теории задана практической потребностью: не зная основоположений (что такое добродетель и порок, как правильно выбирать между нравственно важным и неважным, к чему стремиться и чего избегать, как действовать надлежащим образом), невозможно уяснить смысл практических наставлений, которые ситуативны и сами по себе не очевидны. Конечная цель - жизнь согласно природе, т. е. мировому разуму и собственному разумному началу (vita conveniens naturae suae - De vit. beat. 3, 3). В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага (безразличное) лишь предпочитаются (De vit. beat. 16, 3; 21, 1 сл.; De ben. IV 25, 1: Ер. 74, 12 и др.). Только нравственно-прекрасное есть истинная добродетель (Ер. 74, 10; 76, 7 сл.). В отличие от предшественников, С. делает основной акцент на паренетике (Ер. 94 - специальное рассуждение о ее важности). Главная задача нравственной философии - «дать совет» (Ер. 48, 7), т. е. объяснить, как вести себя в повседневных и пограничных ситуациях. Излюбленная тема С. - «продвижение» к свободе от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного понуждает» (Ер. 107,11). Мудрец (играющий у С. традиционную роль нравственного идеала) не лишен чувств, но умеет подавлять страсти в зародыше и не доступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект - 9, 1 сл.). Вершина добродетели - «величие души» (magnitudo animi = μεγαλοψυχία), «постоянство», «благострастие» (constantia, tranquillitas animi = εὐπάθεια, ἀπάθεια), т. е. интеллектуально-нравственное состояние, позволяющее возвыситься над превратностями (fortuna = τύχη - De const, sap. passim; Ep. 9, 1-2; 35, 4; 67, 2 и др.). Идеал мудреца приобретает у С. римский колорит, впитывая представления о «достойном муже» (vir bonus) как безупречно-добродетельном гражданине (излюбленным примером для С. служит Катон Младший, - напр., De const, sap. 2-3). Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается (Ер. 11, 13): его цель - собственное совершенство (главный долг - перед самим собой), и он сам себе является судьей. В связи с этим особую важность приобретает мотивация поступка: внутренний моральный закон, совесть (conscientia) становится важнейшим критерием нравственности (De const, sap. 7, 4; Ер. 41,2; 50, 4; 97, 12 сл.). Поскольку в понятие совершенства входит и справедливость как безусловное уважение к праву другого и его достоинству разумного существа, этот другой тоже включается в сферу нравственного целеполагания и совести (хотя основным мотивом остается собственное совершенство, а не благо ближнего). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. 103, 3; 105, 7 ср. 47, 11). Благодеяние самодостаточно: оно совершается из нравственной обязанности, а не в расчете на выгоду (основная мысль трактата «О благодениях»). Идеальному правителю С. советует проявлять к людям милосердие и снисходительность (dementia = ἐπιείκεια - основная тема обращенного к Нерону трактата «О снисходительности»). Социальный статус человека как разумного морального субъекта не имеет значения, в этом отношении рабы - такие же люди (De ben. Ill 18,2; 20,1), граждане «государства рода человеческого» (res publica generis humani - De const, sap. 19, 4), а «человек для человека свят» (homo sacra res homini - Ер. 95, 33). Вместе с тем реальные силы человека С. оценивает пессимистически (мудрец - явление чрезвычайно редкое, De const sap. 7, 1), люди в массе своей слишком слабы, чтобы соответствовать требованиям мудрости, и попусту растрачивают жизнь на мелочи (Ad Helv. 5,2; Ер. 1,1 и др.). Поэтому принципиально важно само стремление стать лучше (Ер. 6, 1) и заслужить божественное содействие: «Кто без божественной помощи способен возвыситься над превратностями?» (Ер. 41,2); «Будь благ - этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95, 5; эти формулировки в другой вариации воспроизводит Марк Арелий). Нужно спешить, ибо природа постоянно напоминает о неизбежности смерти (57, 3). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни С, созвучны христианскому мирочувствию, - что, вероятно, и породило легенду о личном знакомстве С. с ап. Павлом.

Традиция. Латиноязычные отцы Церкви относились к С. с большим уважением и считали его близким по духу («наш Сенека» - TertuU. De an. 20). Лактанций (Div. Inst. VI 24, 7-8) утверждал, что С. мог бы стать христианином, если бы знал истинное учение. Уже в 4 в. получил широкое хождение сборник писем (знакомый Августину - Ер. 103), которыми якобы обменивались С. и ап. Павел. В силу этого С. оставался одним из самых читаемых латинских авторов. Августин (Civ. D. VI 10-11) упоминает об иначе не известном «диалоге» С. «О суеверии» (De superstitione); Иероним (Adv. Iov. I 41^49) приводит цитаты из утраченного трактата «О браке» (De matrimonio). В Средние века сочинения С. были основным источником сведений о стоическом учении. В 12 в. «Нравственные письма» не уступали в популярности сочинениям Цицерона. По-видимому, к нач. 12 в. относится лучшая рукопись «Диалогов» - Cod. Ambrosianus. С кон. 15 в. сочинения С. широко издаются (одними из лучших были издания Эразма Роттердамского - 1515; 1527-1529). В 17 в. появляются переводы на новые языки. С. оказал значительное влияние на программный неостоицизм (Липе, Дю Вер, Шаррон) и европейскую моралистику в целом.

Соч.: Opera quae supersunt. Edd. E. Hermes et al. Vol. I-III. Lipsiae, 1905-1914; Seneca. Vol. 1-10. L., 1970-1979 (LCL); Epistulae Morales ad Lucilium. Ed. L. D. Reynolds. Vol. 1-2. Oxf., 1965; Dialogorum Libri Duodecim. Ed. L. D. Reynolds. Oxf., 1977; Questions Naturelles. Texte et. et trad. par. P. Oltramare. Vol. 1-2. P., 1929; Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur). Ed. Cl. W. Barlow. R., 1938. Рус. пер.: Утешение Марции, - в кн.: Браш М. Классики философии. I. СПб., 1907, с. 311-330; Нравственные письма к Луцилию. Пер. С. А. Ошерова. М., 1977; Философские трактаты [О блаженной жизни, О скоротечности жизни, О стойкости мудреца, О провидении, О гневе, О природе]. Пер. Т. Ю. Бородай. СПб., 2000; Трагедии. Пер. С. А Ошерова. М., 1983.

Лит.: Bourgery A. Sénèque prosateur. P., 1922; Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932; Prechac F. La date de la naissance de Sénèque, - REL 12,1934, p. 360-375; Montinari M La metafisica nel pensiero di Seneca. Nap., 1937; Grimai P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948 (19572); Gams W. Das bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952; Lana L Lucio Anneo Seneca. Tor., 1955; Giancotti F. Cronologia dei «Dialoghi» di Seneca. Tor., 1957; Campese L. Seneca e Pepicureismo. Benevento, 1960; SevensterJ. Paul and Seneca. Leiden, 1961; Trillitzsch W. Senecas Beweisführung. В., 1962; Abel К. Bauformen in Senecas Dialogen. Hdlb., 1967; Hadot I. Seneca und die griechischrömische Tradition der Seelenleitung. В., 1969; Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L. Annaeus Seneca. Amst., 1973; Griffin M. T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976 (19912); Waiblinger F. Senecas Naturales Quaestiones. Griechische Wissenschaft und römische Form. Münch., 1977; Grimai P. Sénèque ou la conscience de l"Empire. P., 1978; Abel K. Zu Senecas Geburtsdatum, - Hermes 109, 1981, S. 123 sq.; RistJ. M. Seneca and stoic orthodoxy, - ANRWII 36, 3, 1989, S. 1993-2012 (рус. пер. Т. Ю. Бородай, - Сенека. Философские трактаты. СПб., 2000, с. 368 сл.); InwoodB. Reading Seneca: Stoic Philosophy at Rome. Oxf., 2005; Volk К., Williams G. (edd.). New Developments in Seneca Studies. Leiden, 2006; Краснов П. Н. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895; Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. К., 1906; Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стой. Ростов/Д, 2002.

Библ.: Motto Α., Clark J. Seneca. A critical bibliography 1900-1980. Amst., 1989. См. также лит. к ст. Стоицизм.

  • - Римский поэт, представитель эпического жанра. Родился в Испании. Был племянником философа Сенеки и разделял его стоические убеждения...
  • - 1. Луций Анней С. Старший - римский оратор, выходец из Кордубы; образование получил в Риме. Сохранились его произведения «Контроверсии» и «Свазории» ...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - рим. писатель и философ-стоик. Род. в Кордубе. Сын Сенеки Старшего. Вырос в Риме; получив прекрасное ритор, образование, занимался там адвокатской деятельностью...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - рим. оратор. Род. в Испании. Образование получил в Риме. Лит. наследие С. включает в себя два соч.: «Контроверсии» в 10 кн. и «Свазории» , состоящие из 7 речей. В произв...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - римский историк и поэт, выходец из Африки...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Senĕca, 1...

    Реальный словарь классических древностей

  • - имя рим. писателей, отца и сына. 1. С. Анней Старший. Рим. писатель из семьи состоят. всадников, отец философа С. В глуб. старости издал труд по риторике, озаглавл...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - римский философ и драматург. Девять его стихотворных трагедий предназначались, по-видимому, скорее для чтения вслух, нежели для представления в театре...

    Шекспировская энциклопедия

  • - из Лен-тиса в Ливии, философ-стоик, учитель философии в Риме ок. 50-68 , в 68 был изгнан из Рима в числе прочих философов имп. Нероном...

    Античная философия

  • - , крупнейший представитель Поздней Стой, римский государственный деятель, драматург. Жизнь. С. - сын Сенеки Старшего. Точная дата и место рождения не известны...

    Античная философия

  • - римский поэт. Племянник философа Сенеки. Участвовал в заговоре против Нерона и по его приказу покончил самоубийством...
  • - римский политический деятель, философ и писатель. ═ Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров, в 41≈49 находился в ссылке...

    Большая Советская энциклопедия

  • - поэт Преуспевающий человек никогда не должен думать, что его любят за его собственные качества. Если осталось еще что-нибудь доделать, считай, что ничто не сделано. Во время войны законы молчат...
  • - сын Сенеки Старшего, писатель, философ-стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается - нет убытка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - ритор, историк, отец Сенеки Младшего родился в Кордубе Бесчеловечно не протянуть руку помощи падающему. Любовь легче умертвить, чем умерить...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - историк Всегда надеяться, никогда не отчаиваться - таково свойство человека большой души. Муж праведный и мудрый сочтет истинной только ту победу, которая достигнута с соблюдением безупречной честности и...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ" в книгах

Луций Анней Сенека (Младший)

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Луций Анней Сенека (Младший) (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) римский политик, философ и поэт... В благодеяниях кредитора следует выбирать с большей тщательностью, чем в деньгах. ... Всякая жестокость происходит от немощи. ... Перестань корить философов богатством: никто не

Луций Анней Сенека

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Луций Анней Сенека 6 г. до н. э. - 65 г. н. э.Римский философ-стоик, политический деятель, писатель, воспитатель императора Нерона. Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной.* * *Лучше всего пахнет тело, которое ничем не пахнет.* * *Слаб духом тот, кому

Луцій Анней Сенека

Из книги Моральні листи до Луцілія автора Луций Анней Сенека

Луцій Анней Сенека

Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию

Из книги Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию автора Луций Анней Сенека

Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 до н. э. - 65)

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 до н. э. - 65) Римский философ, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения: «О милосердии», «О благодеяниях»,

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)

Из книги Знаменитые мудрецы автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) Римский философ, политик, писатель. Основные сочинения: десять научно-этических трактатов; восемь книг «Естественнонаучных вопросов»; «Нравственные письма к Луцилию». Луция Аннея Сенеку человечество цитирует

Луций Анней Сенека (Младший)

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Луций Анней Сенека (Младший) Ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э. Древнеримский философ-стоик, государственный деятель. Воспитатель Нерона. Бедствие дает повод к мужеству.Без борьбы и доблесть увядает.Без товарища никакое счастье не радует.Безграмотность доверчива и

Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) [ок. 4 до н. э. - 65 н. э.]

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) [ок. 4 до н. э. - 65 н. э.] Фиест (Thyestes) Трагедия (40-50-е?)Герои этой трагедии - два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон - тот, которого убила его жена

Луций Анней Сенека (младший)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Луций Анней Сенека (младший) (ок. 4 гг. до н.э. – ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ-стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается – нет убытка. Благодеяние оказано для

Луций Анней Сенека (старший)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Луций Анней Сенека (старший) (ок. 55 до н.э. – 40 гг. н.э.) ритор, историк, отец Сенеки Младшего родился в Кордубе (Испания) Бесчеловечно не протянуть руку помощи падающему.Любовь легче умертвить, чем умерить.Друзья попросили Овидия исключить из его книги три стиха, на

Луций Анней Сенека (lucius annaeus seneca) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.)

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Луций Анней Сенека (lucius annaeus seneca) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) Фиест (Thyestes) - Трагедия (40-50-е?) Герои этой трагедии - два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест. Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троян­ской войне Агамемнон - тот, которого убила его жена

Сенека Луций Анней

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Луций Анней СЕНЕКА (СТАРШИЙ)

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Луций Анней СЕНЕКА (СТАРШИЙ) (Lucius Annaeus Seneca (maior), ок. 55 до н. э. – 40 н. э.), римский ритор, историк 175 Бесчеловечно не протянуть руку помощи падающему. «Контроверсии» («Споры»), I, 1, 14 ? Harbottle, с. 107 ? «Падающего подтолкни!»

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Сек-стия,

Луций Анней СЕНЕКА (МЛАДШИЙ)

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Луций Анней СЕНЕКА (МЛАДШИЙ) (Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 до н. э. – ок. 65 н. э.),римский писатель, философ-стоик, сын Сенеки-старшего26Луций Сулла уврачевал отечество средствами более тяжкими, чем были самые опасности.«О благодеяниях», V, 16? Римские стоики. – М., 1998, с. 118О гражданской