Значение сколько людей, столько и мнений в справочнике по фразеологии. Значение сколько людей, столько и мнений в справочнике по фразеологии Эта книга не столько о сознании, сколько о мозге

Сколько людей, столько н мнений
С латинского: Quot homines, tot sententiae (квот хоминэс, тот сэнтэнциэ).
Первоисточник - сочинения римского драматурга Теренция (Публий Теренций Афр, ок. 195-159 до н. э.).

  • - союз Запятая ставится перед второй частью союза – «сколько». Иными словами, речь идет о деньгах не столько реальных, сколько метафизических. И. Бродский, О Достоевском...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Кокетливо-застенчивый и уклончивый ответ дамы на вопрос: Сколько Вам...

    Словарь народной фразеологии

  • - ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - союз 1. Употр...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - не сто́лько..., ско́лько союз Употребляется при соединении однородных членов предложения, второй из которых сопоставляется с первым и представляется более существенным...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ско́лько.., сто́лько же союз Употребляется при соединении однородных членов или частей предложения, в которых действие, качество или признак сопоставляются по степени их интенсивности; сколько....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ско́лько.., сто́лько же и союз Употребляется при соединении однородных членов или частей предложения, в которых действие, качество или признак сопоставляются по степени их интенсивности; сколько....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сто́лько же.., ско́лько союз Употребляется при соединении однородных членов или частей предложения, в которых действие, качество или признак сопоставляются по степени их интенсивности; сколько.., столько же...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сто́лько же.., ско́лько и союз Употребляется при соединении однородных членов или частей предложения, в которых действие, качество или признак сопоставляются по степени их интенсивности; сколько.., столько же...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сто́лько.., ско́лько союз Употребляется при соединении однородных членов предложения или частей предложения, выражая равное количество...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - не ст"олько... ск"...

    Русский орфографический словарь

  • - Не столько роса, сколько пот...
  • - См. БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - нареч, кол-во синонимов: 4 в меру довольно достаточно столько, сколько требуется...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 4 в меру довольно достаточно столько, сколько нужно...

    Словарь синонимов

"Сколько людей, столько н мнений" в книгах

автора

Эта книга не столько о сознании, сколько о мозге

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Эта книга не столько о сознании, сколько о мозге Когда я писал эту книгу, друзья спрашивали меня, о чем она, и я говорил им, что она будет не о сознании. Лет после пятидесяти многим нейробиологам начинает казаться, что они накопили достаточно мудрости и опыта, чтобы взяться

Сколько полушарий, столько и целей

Из книги Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа автора Марков Александр Владимирович

Сколько полушарий, столько и целей Сколько целей может человек преследовать одновременно? Похоже, эволюция решила, что хватит с нас двух. По числу рук, наверное. Правую руку тянем к одной цели, левую - к другой. Уже и от двух-то глаза разбегаются.Однажды во Вьетнаме, в

Откладывайте столько, сколько можете

Из книги Как заработать 1000000 за 7 лет. Руководство для тех, кто хочет стать миллионером автора Мастерсон Майкл

Откладывайте столько, сколько можете Меньше чем за семь лет Дэвид сколотил семизначное состояние, существенно изменив свой основной бизнес и попутно развивая дополнительные источники дохода. Значительную часть прибыли ему приносят проценты от сделки с производителем

«СКОЛЬКО ВИДИМОСТИ, СТОЛЬКО И БЫТИЯ»

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

«СКОЛЬКО ВИДИМОСТИ, СТОЛЬКО И БЫТИЯ» Основатель одного из самых интересных философских направлений - феноменологии - Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.) родился в городке Проснитце в Моравии. В юности он сначала изучал математику в Берлинском университете, а затем переехал в

Сколько рублев, столько и годов

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

Сколько рублев, столько и годов В то время как Нил своими писаниями и практикой устройства скита утверждал «нестяжание» тех, кто пошел вослед Господу, среди монашествующей братии нашлись вожди, не только энергично вступавшиеся за церковное и монастырское имущество, но и

Не столько сражался, сколько был сражаем

автора Серов Вадим Васильевич

Не столько сражался, сколько был сражаем Из «Истории одного города» (1870) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889): казначей застал в комнате своей жены любвеобильного начальника города Глупова князя Микеладзе и набросился на него, но «не столько сражался, сколько

Сколько людей, столько н мнений

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Сколько людей, столько н мнений С латинского: Quot homines, tot sententiae [квот хоминэс, тот сэнтэнциэ].Первоисточник - сочинения римского драматурга Теренция (Публий Теренций Афр, ок. 195-159 до н.

СКОЛЬКО БЬЕШЬ - СТОЛЬКО И ЕДЕШЬ

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

СКОЛЬКО БЬЕШЬ - СТОЛЬКО И ЕДЕШЬ Что отличает истинного спортсмена от человека, который посвятил свою жизнь спорту случайно? Критерий один: чем выше уровень соревнований, тем лучше выступает истинный спортсмен. В тренировочном зале, на прикидках от него не стоит ждать

Вычесть столько, сколько можно

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Вычесть столько, сколько можно Поначалу техника вычитания может напугать. Люди боятся, что уменьшат ценность своего продукта или услуги, особенно если основных компонентов с самого начала было немного. Исключать один из них во имя инновации кажется неразумным. Но вы сами

Сколько людей, столько и индивидуальностей

Из книги Психология любви. Какого цвета ваша личность? автора Слотина Татьяна В.

Сколько людей, столько и индивидуальностей Мы, познающие, не знаем самое себя. Ф. Ницше Люди отличаются друг от друга по многим параметрам: индивидуальные врожденные черты, особенности развития, связанные с местом, временем и социальным окружением, специфика воспитания и

Сколько живу - столько удивляюсь

Из книги Война, на которой мы живем. Байки смутного времени автора Лекух Дмитрий

Сколько живу - столько удивляюсь Нет, мы, конечно, все-таки удивительный народ.Временами отказывающийся учиться не то чтобы на чужом, но иногда - даже на своем собственном историческом опыте.Ну один в один как в старом, наглухо бородатом анекдоте про «героического

Глава 22. Население мира Сколько людей - столько и ртов

Из книги Эпоха безумия автора Ляшенко Игорь

Глава 22. Население мира Сколько людей - столько и ртов Минувший век изменил проблему перенаселения планеты на проблему недонаселения. Ибо человек за 100 лет из «лишнего рта» превратился в «потребителя», а народы - в «рынки сбыта».В начале века человечество было

Сколько экономистов – столько и мнений

Из книги Финансовый кризис 2009. Как выжить автора Попов Александр

Сколько экономистов – столько и мнений Кризис берет свое начало в октябре 2005 года, когда из-за различных финансовых неурядиц (в частности, инфляции) стоимость привлеченных средств для нестандартных кредиторов выросла на 2,25 % за 40 дней.Уже в ноябре кредиторы повысили

Не столько люди, сколько их сочетания

Из книги Бизнес как экспедиция: Честные истории для героев и волшебниц автора Кравцов А. П.

Не столько люди, сколько их сочетания Когда капитан утвержден либо когда вы отвели его роль себе, начинается самое интересное - набор и подгонка команды (хотя мне больше нравится слово «группа»). В дискуссии, кого лучше выбирать - профессионалов или правильных людей,

Наверное, у каждого хотя бы иногда возникало желание, чтобы у совершенно незнакомых людей, например, попутчиков в транспорте или продавца магазина, сложилось о вас хорошее впечатление?

Но, как шутят, человек - не доллар, чтобы всем нравиться.

Есть такая восточная притча о том, как отец с сыном в городе были. Сын ехал на осле, отец шел рядом. Человек, встретившийся на пути, возмутился, что старый отец идет пешком, а сын едет верхом. Тогда они поменялись: отец оседлал осла. Но женщина, которая увидела это, начала жалеть мальчика и упрекать отца, что тот не жалеет ребенка. Тогда отец посадил сына рядом. Еще один прохожий сказал: бедный осел! Тогда и сын, и отец слезли с осла и пошли пешком. Но следующий встречный начал насмехаться над хозяевами осла, что тот не приносит им никакой пользы.

Так что, сколько людей, столько и мнений, но решать для себя каждый должен сам. Тем более, уверенные в себе, независимые люди, которые умеют ориентироваться в жизни, имеют четкую жизненную позицию и почти всегда достигают успеха, а потому счастливы.

Получается, с чужим мнением не надо вообще считаться? - спросите Вы.

На самом деле необходимо лишь научиться правильно реагировать на него, прислушиваться и черпать для себя полезную информацию. Так, сначала надо определиться, в каких сферах жизни готовы учитывать ее, а в каких, как говорится, можете быть «сами себе экспертом».

Скажем, какую прическу лучше сделать, какая техника будет служить дольше, в вопросах юридических, медицинских и т.д. помощь специалиста необходима. А вот насчет личной жизни - решать только вам. Научитесь различать, когда на вас давят советами, а когда хотят помочь и предостеречь. Смело напоминайте, что личная жизнь - это ваша личная территория, и оно никого не касается. Вы можете жить и поступать так, как считаете нужным. Но не забывайте при этом о законах и Божьих заповедях.

Прислушивайтесь также к мнению родных, ведь вы - одна семья.

Научитесь не бояться высказывать свое мнение, даже если считаете, что кто-то с ним не согласится, ведь сколько людей - столько и мнений. И ваше так же весомо. Помните, каждый человек может ошибаться, и даже если это будете вы, сможете научиться на собственных ошибках и получить опыт.

Если раньше вы обязательно прислушивались к советам других, попробуйте вступить в дискуссию и спросить у собеседника, почему он думает именно так, поинтересуйтесь, каким он видит развитие событий, если вы поступите по-своему. Но не будьте слишком эмоциональными. Говорить нужно спокойно, не перебивая, не употребляя обидных слов. Иначе конфликта не избежать.

Особенно под влияние чужого мнения подпадают робкие люди. Поэтому научитесь отвечать за свои решения. Конечно, намного проще переложить ответственность на чьи-то плечи: все пройдет - повезло, нет - есть кому предъявлять претензии.

Американские психологи разработали модель такого поведения. Так, каждый человек имеет право сказать «не знаю», «не понимаю», «меня это не интересует» и т.д.. Ведь, согласитесь, часто мы чувствуем себе неудобно именно потому, что боимся признаться, что чего-то не знаем. Человек - не энциклопедия, поэтому не может все знать. Можете не понимать чьи-то поступки, мысли. И вовсе не обязаны интересоваться всем на свете. У каждого человека свои увлечения, которые не обязательно должны совпадать с интересами других. Да, вы в восторге от цветов, кто-то является фанатом футбола, а еще кто-то увлекается астрономией. И это не значит, что что-то лучше, а что-то хуже.

Один из важнейших шагов к обретению уверенности в себе - определиться со своими целями. Человек, который не знает, чего хочет от жизни, постоянно путается в своих мыслях. А главное, помните: люди поговорили - и забыли.

Поэтому вместо того, чтобы переживать, уверенно идите к цели!

Константин Моканов

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ

у каждого своя собственная точка зрения на что-либо. Пословица - калька с лат. Quot homines, tot sententiae, приписываемого римскому комедиографу П. Теренцию (ок. 195-159 гг. до н. э.). Аналогичные пословицы употреблялись и другими античными писателями и известны во многих языках. Ср. Сколько голов, столько умов.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛЬКО в Энциклопедическом словаре:
    -ТО. 1. мест. нареч. Указывает на определенное количество. Пиши: столь-ко-то получил, столько-то отдал. Это столько-то ты успел сделать? (т. е. …
  • СКОЛЬКО в Энциклопедическом словаре:
    -ТО, мест. нареч. и числит. неопр.-колич. То же, что сколько-нибудь. Сколько-то денег получил. Хоть сколько-то разумный поступок. Скольких-то друзей сохранил. …
  • СТОЛЬКО
    сто"лько, сто"льких, сто"льким, сто"лько, сто"льких, сто"лькими, …
  • СКОЛЬКО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ско"лько, ско"льких, ско"льким, ско"лько, ско"льких, ско"лькими, …
  • СКОЛЬКО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СКОЛЬКО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СКОЛЬКО в Словаре синонимов Абрамова:
    сколь, что. "А что слышалось птиц!" Тург. Много ли поработал? || невесть …
  • СТОЛЬКО
    в такой степени, до такой степени, настолько, столь, так, …
  • СКОЛЬКО в словаре Синонимов русского языка:
    как, насколько, почем, сколечко, …
  • СТОЛЬКО
    нареч. 1) Употр. при обозначении названного количества кого-л., чего-л.; в таком количестве. 2) Употр. при указании на неопределенно-большого количества кого-л., …
  • СКОЛЬКО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. местоим. 1) Употр. при общем указании на количество. 2) Употр. при обозначении большого количества, множества кого-л., чего-л. 2. нареч. …
  • СТОЛЬКО в Орфографическом словаре:
    ст`олько 2, нареч. (`он ст`олько …
  • СТОЛЬКО в Орфографическом словаре:
    ст`олько 1, ст`ольких; по ст`олько и по …
  • СКОЛЬКО в Орфографическом словаре:
    ск`олько 2, нареч. (ск`олько `он …
  • СКОЛЬКО в Орфографическом словаре:
    ск`олько 1, ск`ольких; по ск`ольку и по …
  • СТОЛЬКО
    такое количество (Maxime значительное) Стольким людям я обязан! Где ты был с. времени? Во стольких странах побывал! столько так много, …
  • СКОЛЬКО в Словаре русского языка Ожегова:
    как много, каково количество С. стоит? С. времени? Ешь, с. хочешь. сколько в какой мере, насколько С. помню, он всегда …
  • СКОЛЬКО в Словаре Даля:
    см. сколь …
  • СКОЛЬКО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нареч. Как, в какой мере, степени, то же, что насколько. Бывшие мужики вашего зятя, сколько можно судить, не бедствуют - …
  • СТОЛЬКО
    столько нареч. 1) Употр. при обозначении названного количества кого-л., чего-л.; в таком количестве. 2) Употр. при указании на неопределенно-большого количества …
  • СКОЛЬКО в Толковом словаре Ефремовой:
    сколько 1. местоим. 1) Употр. при общем указании на количество. 2) Употр. при обозначении большого количества, множества кого-л., чего-л. 2. …
  • СТОЛЬКО
  • СКОЛЬКО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СТОЛЬКО
    нареч. качеств.-количеств. 1. Употребляется при обозначении названного количества кого-либо или чего-либо, соответствуя по значению слову: в таком количестве. 2. Употребляется …
  • СКОЛЬКО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мест. 1. Употребляется при общем указании на количество. 2. Употребляется при обозначении большого количества, множества кого-либо, чего-либо. II нареч. …
  • ФЕОДАЛИЗМ
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РИМ, ГОРОД* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-21 Time: 16:11:09 = Б = * Бич человека — это воображаемое знание. * Благоразумию также свойственны крайности, и …
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • РОССИЯ, РАЗД. ПРАВО (ДО НАЧАЛА XVIII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рериод княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право, творят его, или …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ХРИСТИАНСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТОРГОВЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (теория). ? Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это …
  • СТАТИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КОДИФИКАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? выражение, употребляемое со времени Бентама (см.) для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и …
  • ИНДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Название. ? Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии, о которых имели лишь смутные понятия; об "Индеи богатой" …
  • ДОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОКОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? одно из средств доказательства в русском гражданском судопроизводстве по Уставу 20-го ноября 1864 г. Оно отличается от доказательства через …
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы; Устройство поверхности; Орошение; Климат и естественные произведения; Пространство и нaceление; Эмиграция; Сельское …
  • СТОЛЬКО-ТО. в Словаре русского языка Ожегова:
    Обозначает количество. + Укажите точно: направлены письма стольким-то лицам, во столько-то мест. столько-то. Указывает на определенное количество. + Пиши: столько-то …
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
  • ТОСТЫ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-28 Time: 15:40:41 Пусть Вам всегда в любой работе И впредь сопутствует успех Здоровья, счастья, жизни долгой Желаем вам …
  • КЛИНИКА (СЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki.
  • ЖАН ДЕ ЛАБРЮЙЕР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-27 Time: 17:09:23 = Б = * Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая …
  • АВВА ДОРОФЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-02 Time: 14:39:17 * Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит. …
  • СОКРАТ в Новейшем философском словаре:
    (ок. 470-399 до н.э.) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению …

Лопе да Вега написал как-то: "Если хорошо сказано, то не все ли равно, на каком языке?". И действительно, целый ряд давно ставших русскими фразеологизмов имеет иностранного автора. Например, всем известны слова реформатора Церкви Мартина Лютера: "Не следует ребенка вместе с водой выплескивать из ванны".

"Уповать на Бога, но держать порох сухим", – приказал форсировавшим реку солдатам Оливер Кромвель. Первую часть фразы забыли, а вторую помнят до сих пор.

"Лучшее – враг хорошего", – между делом бросил в вечность Вольтер.

"Деньги не пахнут", – поделился жизненным опытом циник Веспасиан, когда вводил налог на общественные уборные.

"Время – деньги", – провозгласил великий труженик, американский ученый, политический деятель, один из авторов Декларации независимости США и конституции США Бенджамин Франклин. Он же советовал "Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня" .

"Сколько людей, столько и мнений" , – повторяем мы вслед за Теренцием.

Поразительная способность Виктора Черномырдина превращать любое предложение в комичный афоризм легла в основу не одного анекдота. Она же стала причиной предупреждения, вынесенного на днях российскому послу главой МИД Украины, о том, что он может стать персоной нон грата. До чего может довести язык, обсудили пользователи Рунета.

Архаровцы

Во времена императрицы Екатерины II обер-полицмейстером Москвы был Николай Петрович Архаров, который разработал систему жестких мер по подавлению преступности в Москве; он же суровыми, решительными мерами подавил Чумной бунт (1771). Это не понравилось многим москвичам, и Н. П. Архаров снискал среди них дурную славу, которая распространилась и на всех его подчиненных - московских полицейских: их в народе стали неодобрительно называть "архаровцами".

С течением времени негативное этого слова перешло с блюстителей порядка н а всех его нарушителей - грабителей,бродяг, хулиганов и вообще отчаянных людей.

Сейчас чаше фразу употребляют иронически о бесшабашных, отчаянных людях, способных на самые непредсказуемые поступки, или шутливо об озорных детях, скорых на всевозможные проказы, проделки.

"Грызть гранит науки" - фраза создалась из доклада одного из вождей Великой октябрьской социалистической революции Льва Троцкого на V Всероссийском съезде в 1922 г. Российского коммунистического союза молодежи: "Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, - это гранит, и его надо грызть молодыми зубами". А также: "Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!"

"В детстве мамка ушибла" - фраза из комедии "Ревизор" Н. В. Гоголя. Слова судьи Ляпкина-Тяпкина: "Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою". Так говорят о человеке, чьи привычки и склонности невозможно исправить, таков уж уродился, теперь не переделаешь.

Без меня меня женили - из русской народной песни "Я на горке стою". Так говорится о решениях, которые прямо касаются человека, но принимаются тем не менее без его ведома, за его спиной.

Дети - цветы жизни . Выражение сложилось на основе фразы писателя Максима Горького "дети - живые цветы земли" из рассказа "Бывшие люди" .

Фраза "Жизнь бьет ключом. И все по голове" ошибочно считается фольклорным выражением. Она принадлежит известному русскому поэту, юмористу и сатирику, автору многих афоризмов Дону Аминадо (псевдоним Аминада Петровича Шполянского, 1888-1957).

О мертвых или хорошо, или ничего - выражение восходит к сочинению Диогена Лаэртского (III в. н. э.): "Жизнь, учение и мнения прославленных философов", в котором приведено изречение одного из "семи мудрецов" - Хилона): "Об умерших не злословить".

Лукиан посоветовал нам не делать "из мухи слона" , а Александр Дюма-отец рассказал о развесистой клюкве, под которой обедал он с губернатором славного города Тамбова.

«Единственный способ читать книгу афоризмов без скуки - это открыть ее наугад и, найдя что-то интересное, закрыть книгу и предаваться размышлениям». С такого эпиграфа начинается книга, вышедшая в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». В ней собраны краткие биографии и высказывания великих людей - представителей разных стран и национальностей, живших сотни лет назад, и наших современников: от Конфуция и Юлия Цезаря до Маргарет Тэтчер и Билла Гейтса. Их деятельность и изречения, наполненные высшим смыслом, повлияли на жизнь человечества в целом и, несомненно, способны стимулировать мышление любого думающего человека.

Фраза "Мавр сделал свое дело, мавр может уходить" (из драмы Ф.Шиллера "Заговор Фиеско") – особый случай. По какой-то непонятной причине она настолько полюбилась народу, что послужила источником для многочисленных пародий и переделок, авторство которых определить весьма затруднительно: "Мавр, не сделавший свое дело, – не мавр", "А сделал ли ты свое дело, мавр", "Сделал дело – гуляй мавром", "Мавры приходят и уходят, а дело остается".

Источник выражения "И ежу понятно" - стихотворение Маяковского: "Ясно даже и ежу - Этот Петя был буржуй".

"Нет правил без исключений" - римский философ-стоик Сенека утверждал: Нет правила без исключения, но исключение правилу не мешает.

Выражение "белая ворона" вошло в разговорную речь более двух тысяч лет назад с легкой руки римского поэта-сатирика Ювенала. Оно относится к человеку, который резко выделяется среди других своей необычной судьбой, внешним видом, поведением, нравом, одеянием или чем-то иным.

Афоризм "дело пахнет керосином" принадлежит М.Кольцову – так он выразился о скандале в администрации президента США, связанном со взятками от нефтяных компаний.

Существуют выражения, пришедшие в русский язык "кружным путем". Так, например, Монтескье, встретив в тексте Цицерона выражение "поднимать бурю в ложке для жертвенных возлияний вина", перевел его короче и проще: буря в стакане воды . Идиома оказалась настолько удачной, что тут же перекочевала в русский язык. А вот англичане стакан воды заменили чашкой чая.

А Эразм Роттердамский, прочитав у Плутарха совет "называть корыто корытом", перевел его расширительно: называть вещи своими именами .

Лучше меньше, да лучше - так в 1923 году В. И. Ленин озаглавил свою замечательную статью о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Слова эти оказались столь многозначительными и вескими, были так удачно найдены, что скоро из простого заглавия превратились в настоящее крылатое слово со значением: качество может быть важнее количества.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях - это слова видного деятеля испанской коммунистической партии Долорес Ибаррури (1895-1989), которая прозвучала на ее антифашистском выступлении на митинге в Париже в 1936 году: "Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы... Испанский народ предпочитает умереть стоя, чем жить на коленях".

"Не буди во мне зверя!" - фраза из романа "Золотой теленок" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В оригинале: Не пробуждай во мне зверя! А первоисточник - слова немецкого экономиста, политика, сторонника "кооперативного социализма" Германа Шульце-Делича (1808- 1883): "Не разнуздывайте зверя!"

Наступить на горло собственной песне - из Первого вступления в поэму "Во весь голос" (1930) Владимировича Маяковского (1893- 1930):
И мне /агитпроп /в зубах навяз,
и мне бы /строчить /романсы на вас, -
доходней оно /и прелестней.
Но я /себя/ смирял,/ становясь
на горло/ собственной песне.

Иносказательно: делать что-либо вопреки собственному желанию, склонности, мнению и т. д. - во имя долга, под давлением обстоятельств.

"От великого до смешного один шаг" - часто повторял Наполеон во время бегства из России в декабре 1812 г. своему послу в Варшаве де Прадту, который рассказал об этом в книге "История посольства в Великое герцогство Варшавское". Первоисточником ее является выражение французского писателя Жана-Франсуа Мармонтеля: "Вообще смешное соприкасается с великим".

Олимпийское спокойствие (величие) . Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп, высящаяся на 2917 метров над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина почти всегда закрыта облаками, именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении эллинов местом пребывания небожителей.

В связи с этим греческие боги получили прозвание "олимпийцев" - жителей Олимпа, а присущие им величие, спокойствие и другие качества стали именоваться "олимпийскими". Скоро слово это стало означать просто превосходную степень, в этом смысле употребляем его и мы. У нас "олимпийское спокойствие" или "величие" - невозмутимое, предельное, как у древнего бога.

Надо, однако, знать, что наши слова "олимпийские игры", "олимпиада" связаны со словом "Олимп" лишь косвенно: они произошли от названия небольшого городка Олимпия на реке Алфей, где греки устраивали священные состязания, называвшиеся "Олимпийскими играми" (см. "Лавры пожинать").

Рыльце в пуху - выражение из басни И. А. Крылова "Лисица и Сурок" (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки:
- Ты знаешь, я была курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска не доедала,
Ночей не досыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько...
- Нет, Кумушка; я видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху.

Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.

Рыба гниет с головы . С латинского: Piscis primum а capite foetat [писцис примум а капитэ фётат]. Буквально: Рыба начинает пахнуть с головы. Выражение впервые встречается в сочинениях древнегреческого историка, философа и писателя Плутарха: буквально - Piscis primum а capite foetat (лат.), что переводится как "рыба начинает пахнуть с головы".

Самый ценный капитал - это люди - из речи И. В. Сталина (1878-1953), с которой он выступил 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий: "...Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры". Там же произнес свою другую крылатую фразу: Кадры решают всё. Первая фраза употребляется в прямом смысле, как аксиома, а применительно к советским реалиям - репрессиям 1930-х гг. - иронически.

С корабля на бал - выражение из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина:
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

Этим выражением характеризуется неожиданная, резкая перемена положения, обстоятельств.

С милым рай и в шалаше - цитата из стихотворения Н. М. Ибрагимова (1778-1818) "Русская песнь" ("Вечерком красна девица..."):
Не ищи меня, богатый:
Ты не мил моей душе.
Что мне, что твои палаты?
С милым рай и в шалаше!

Впервые напечатанное в 1815 г., это стихотворение приобрело большую популярность и стало народной песней.

Сладкая жизнь - с итальянского: La dolce vita - комфортная, беззаботная, полная удовольствий жизнь. Название фильма (1959) итальянского режиссера Федерико Феллини. И до появления фильма это итальянское выражение было крылатым, но фильм добавил ему популярности. Иногда выражение употребляется на языке оригинала: русская транслитерация - "ля дольче вита".

Соединять приятное с полезным - выражение из "Искусства поэзии" Горация, который говорит о поэте: "Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным".

Там хорошо, где нас нет . Первоисточник - комедия "Горе от ума" А. С. Грибоедова:

Софья: Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше?

Чацкий: Где нас нет.

Торопись медленно . По сообщению римского историка Светония, это выражение часто повторял римский император Август (63 до н. э. - 14 н. э.), доводившийся внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. Смысл выражения: спешить можно (нужно), но не за счет обдуманности, осмысленности предпринимаемых действий.

И у стен есть уши - впервые выражение встречается в испанской литературе - в пьесе "Валенсианская вдова" испанского драматурга Лопе де Вега.

Шаг вперед, два шага назад - так озаглавил В. И. Ленин написанную им книгу, вышедшую в свет в мае 1904 года. Какие причины побудили его дать ей столь непривычный в книжном мире заголовок?

Ленин писал свою работу сразу же после II съезда Российской социал-демократической партии. На съезде шла непримиримая борьба между большевиками, с Лениным во главе, и меньшевиками. Некоторые решения, которые принял съезд, были, как доказал Ленин в своей книге, "шагом вперед" по сравнению с недавним прошлым. Однако меньшевики делали все, что могли, чтобы заставить партию после этого "шага вперед" сделать "два шага назад" и вернуться к былой неорганизованности. Так естественно сложилось название горячей, страстной ленинской книги.

А вскоре затем это название превратилось в самое резкое, самое точное определение для всякой робкой, нерешительной политики, для деятельности тех людей, которые постоянно колебались; сделав что-либо, назавтра они в страхе отступали назад, уговаривая и весь рабочий класс двигаться поосторожней, поосмотрительней - "медленным шагом, робким зигзагом...". Ленин более чем кто-либо умел давать своим работам такие короткие, сжатые, охватывающие всё меткие названия.

Факты - упрямая вещь - из английского перевода книги французского писателя Алена Рене Лесажа "История Жиль Блаза" . Так Тобиас Джордж Смоллет перевел известное выражение романа "Lesfaits parlent!" - Факты говорят сами за себя.

Удар в спину - слова фельдмаршала и начальника генерального штаба германской армии Пауля фон Гинденбурга о Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. Иносказательно о коварном, неожиданном враждебном поступке.

Цель оправдывает средства - смысл этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).

Язык мой - враг мой - выражение известно с древнейших времен. Встречается, в частности, у римского сатирика Ювепала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 - ок. 127): "Язык глупого - гибель для него".

Есть такая поговорка: «Сколько людей, столько и мнений». Действительно, в жизни постоянно сталкиваешься с разнообразием мнений по любому вопросу, касается ли это науки, искусства, спорта или взаимоотношений между людьми, поступков и жизненного выбора.

Поступки обычно оцениваются, как хорошие или плохие, правильные или неправильные, полезные или вредные или как-то иначе.

Несмотря на разнообразие терминов, все оценки можно разделить на две противоположные категории – положительные и отрицательные. Нередко люди затрудняются или ошибаются в своих оценках. Например, глядя на своих детей, человек начинает понимать, что воспитывал их не всегда правильно, ошибся в выборе педагогических методов. И не всегда человек способен видеть свои просчеты или ошибки в жизни. А может и до конца дней своих быть уверенным в своей правоте.

Как убедиться в правильности своих оценок? Конечно, на вопрос «почему вы так считаете?» можно ответить: «мне так кажется» или «мне так больше нравится», «я так привык» или «так принято считать», но вряд ли эти ответы кого-то удовлетворят. Большинство споров, порой переходящих в ссоры, происходят от неумения управлять мышлением и словами, ясно мыслить и доступно выражать свои мысли.

Можно говорить первое, что придёт в голову, в лучшем случае заботясь о том, чтобы понимать самим себя – а другие пусть как хотят. Кто-то произносит ни к чему не обязывающую фразу, его слушатель принимает утверждение «на свой счёт» и до конфликта рукой подать.

Когда за словами не стоит ничего, кроме эмоций, их так же легко опровергнуть, как и подтвердить. Ими можно играть, «бросать на ветер», превратить в орудие битвы или в средство манипулирования людьми. Но если мы хотим, чтобы слова служили взаимопониманию, сотрудничеству, единству, нужно «навести порядок» в мыслях, а следом и в речи. В этом нам может помочь логика – теория рассуждений, ставящая своей целью отличить истинные суждения от ложных.

Договорится с собеседником о значениях применяемых слов, это одно из правил, лучшего понимания друг друга.

Рассмотрим некоторые принципы логики.

Принцип первый. Непротиворечивость.

Противоречивое суждение – это такое суждение, в котором одному и тому же предмету приписывается одновременно и некоторый признак, и его отрицание. Утверждение: «Этот добрый человек – большой злодей» не будет противоречивым, если слово «добрый» заключить в кавычки. А иначе фраза теряет смысл. Противоречивое утверждение всегда будет ложным, даже если его некоторые составляющие верны. Например: «любовь приносит радость, но иногда она является причиной страданий и преступлений». Здесь видно приписывание одному и тому же понятию противоположных признаков. Утверждение содержит противоречие, значит, оно неверно. Если слово имеет несколько значений, то правильно не применять его, а найти подходящий синоним, а лучше несколько.

Принцип второй. Последовательность.

Основанием последовательности рассуждений является закон тождества – каждая мысль должна оставаться постоянной на протяжении всего рассуждения. Все мысли в логике делятся на два вида: понятия и суждения. Закон тождества означает, что понятия, используемые в одном рассуждении, должны оставаться постоянными по содержанию и объёму. Содержание понятия задаётся его определением. Поэтому закон тождества требует обязательного определения всех используемых понятий. Прежде, чем употреблять слово, которое может быть неоднозначно понято, нужно объяснить, что вы этим хотели сказать. Так, используя понятие «великие люди», нужно пояснить:
а) что имеется в виду под словом «великий» (продолжительность жизни, объём знаний, деятельность, одарённость или что-то ещё)

б) кто именно может входить в состав списка «великих людей»,
и на протяжении всего рассуждения придерживаться своего определения.

Когда говорите, что «все люди имеют преступные наклонности», нужно уточнить, включаете ли вы в это утверждение себя, своих собеседников, друзей или только своих противников и оппонентов, или людей определённого социального слоя, профессии, возрастной группы. Таким образом, необходимо определить объём вашего суждения, например: «Все подростки имеют преступные наклонности». В истинности этого суждения можно усомниться, но зато ясно, о ком конкретно идёт речь. Бывает, что и объём, и определение понятия изменяются намеренно (а иногда и неосознанно) там, где этого выгодно, чтобы привлечь на свою сторону собеседников. Это называют манипулированием понятиями. При этом смысл рассуждения – разобраться в сути вопроса и приблизиться к истине – подменяется самоутверждением, навязыванием своей точки зрения.

Незадачливый спорщик может ввести слушателей в заблуждение, не дав им самостоятельно разобраться в вопросе, или сам «сесть в калошу», показав свою несостоятельность. Вот почему, нужна личная готовность, в любой момент обнаружить свою ошибку в рассуждениях и изменить своё мнение на более правильное. Приблизить его к истине ещё на шаг. В этом и заключается интеллектуальный рост. Это вовсе не будет «изменой» своим убеждениям – напротив, их развитием и совершенствованием. Гибкость является необходимым условием размышлений и рассуждений.

А мнения, принятые раз и навсегда (их ещё называют догмами), перекрывают, словно «замораживают» свободное течение мысли. «Есть две точки зрения: одна – неправильная, другая – моя» – так в шутку говорят о позиции консерваторов, не желающих принимать новых идей. Некоторые из них гордятся своим постоянством, но такое «застывшее» мировоззрение не выдерживает столкновений с реальностью, и рано или поздно «разбивается» на осколки, нередко раня и своего обладателя.

Принцип третий. Определённость.

Закон исключения третьего. В каждом рассуждении из двух противоречащих друг другу суждений можно считать истинным только одно. Заметим: может быть и так, что неверны оба суждения. Но если оба суждения верны, то между ними не должно быть противоречия. Так, если определить, что гнев – понятие отрицательное, то применение к ним положительных эпитетов, например, «праведный гнев» приводит к противоречию. А где противоречие – там ложь. По закону определённости, возможно одно из двух – либо гнев, но не праведный, либо праведный, но не гнев, а что-то другое.

Принцип четвёртый. Обоснованность.

В любом рассуждении для всякого производного суждения должны быть предъявлены основания, позволяющие считать его либо истинным, либо ложным – так звучит закон обоснованности. Производными, т.е. требующими оснований (дополнительных объяснений) является большинство оценок. Так, недостаточно сказать: «обижаться плохо». Нужно ещё пояснить, почему это плохо: «потому что чувство обиды приносит страдания, вредит здоровью, разъединяет людей, мешает нормальному сотрудничеству». Найти обоснования даже к тому, что вроде бы и так понятно – порой нелёгкая работа ума.

Тем не менее, обоснования – необходимый элемент общения. Без них общение подменяется или легкомысленной болтовней, сплетнями («одна дама сказала…», «я где-то читал…»), или приказами («я сказал – значит, так тому и быть»). Тот, кто ничего не объясняет, ждёт от собеседника или доверчивости, или слепого подчинения, словно имеет дело не с людьми, а роботами. А объяснять нужно не только другим, но и самому себе – чтобы знать, чему верить, что принять, а что опровергнуть.

Поиск обоснований требует внимательности и некоторых затрат времени. Но человек, который их не ищет, к сожалению, почти неизбежно станет жертвой обмана, даже если его никто нарочно не будет обманывать. Основания истинности или ложности могут быть объективно достаточными или субъективно достаточными. Объективно достаточные – это основания, которые смогут убедить человека в истинности суждения. Например: «страдания, болезнь – это зло» – с этим согласится абсолютное большинство. А те основания, которые принимаются одним человеком, но не принимаются другими, называют субъективно достаточными.

Все люди разные. То, что очевидно для нас, другому может быть не так ясно, а третьему и вовсе кажется абсурдом. Но в этом есть свои плюсы – обменявшись взглядами, каждый имеет возможность рассмотреть вопрос шире, пополнить знания и обнаружить свои ошибки.

Придерживаясь законов логики – непротиворечивости, последовательности, определённости, обоснованности – мы сможем:
- лучше понимать друг друга;
- анализировать информацию и отличать правду ото лжи;
- находить причины того, что с нами происходит и предвидеть последствия своих поступков.

Просьба от темы не уходить.