Муниципалитеты приступили к реализации проекта "умный город". Умный город. Концепция, стандартизация и реализация смарт сити Зачем нужен «умный город»

Умные технологии становятся доступнее для городов

Умные технологии для умного города

Сегодняшний день диктует новую модель развития российских городов, основанную на человеческом капитале, инновациях и высоких технологиях. Города постепенно превращаются в интеллектуальные системы. Цифровая трансформация затрагивает все основные направления функционирования города: здравоохранение, образование, энергетику, транспорт, управление ресурсами и городским пространством.

75 процентов населения России – горожане. Повышение нагрузки и новые требования к эффективности городской инфраструктуры делают ее интеллектуализацию жизненно необходимой. Поэтому умный город (smart city) сегодня – не роскошь, а условие выживания.

Формировать новое качество городов предстоит в условиях замедления экономического роста и дефицита бюджетных средств. Поэтому на первый план выходят вопросы разработки механизмов финансирования технологий умного города.

Электроэнергетика

В развитие умных технологий вкладываются значительные бюджетные средства. Например, в электроэнергетику с 2007 года инвестировано 100 млрд руб. из федерального бюджета. Часть этих инвестиций израсходована на внедрение интеллектуальных систем.

Основные приоритеты в использовании умных технологий в электроэнергетике – улучшение обслуживания граждан, снижение издержек, энергосбережение и увеличение энергетической эффективности, интеграция и развитие возобновляемых источников энергии в городской среде.

Среди технологий, использующихся для интеллектуализации энергоснабжения, можно выделить умные сети электроснабжения (smart grid). Смысл этой технологии – сделать интеллектуальными генерацию, передачу и распределение электроэнергии. Умные сети насыщены современными средствами диагностики, электронными системами управления, алгоритмами, техническими устройствами (например, ограничителями токов короткого замыкания сверхпроводящих линий). Внедрение этой технологии в городе уменьшает потери при передаче электроэнергии от генератора к потребителю, увеличивает надежность энергоснабжения, предоставляет дополнительные возможности по оптимальному перераспределению энергетических потоков и уменьшению пиковых нагрузок.

Новые возможности развития умных сетей появятся с разработкой и внедрением экономически эффективных накопителей энергии, развитием электротранспорта и соответствующей зарядной инфраструктуры.

Инвестиционные программы российских сетевых компаний предусматривают внедрение интеллектуальных систем учета в сетях. Объем финансирования таких проектов сегодня доходит до 2 процентов от общего объема программы.

Внедрение интеллектуальных счетчиков электроэнергии с дистанционным снятием показаний позволит улучшить качество обслуживания, снизить коммерческие потери у сетевых компаний. Сегодня уже готовятся законодательные инициативы с целью стимулировать установку таких приборов учета

В перспективе станут востребованными технологии индивидуального автоматического погодного регулирования. Экономия тепловой энергии при их внедрении составляет 20-30 процентов. Повышается качество услуги отопления: исчезают перетопы в теплое время года и недотопы в периоды максимальных холодов.

Представляет интерес дезагрегация потребления электроэнергии. Эта умная технология сегодня внедряется в Москве в рамках пилотных проектов. Она позволяет отслеживать, сколько энергии потребляет каждый прибор в составе компонентов умного дома. В результате домохозяйств меняется поведенческая модель потребителя. У него появляется дополнительная мотивация для экономии электроэнергии и развития умного дома.

Невозможно представить умный город и без широкого применения возобновляемых источников энергии: солнечного свет а, водных потоков, ветра. Удовлетворение потребности в электроэнергии за счет солнечных тепло- и электростанций, ветрогенераторов безопасно для окружающей среды. Такие источники неисчерпаемы и общедоступны.

Городское освещение

Умное городское освещение обеспечивает свет на улицах города в нужном качестве, количестве, в нужное время и за минимум вложенных средств. Поэтому умные города выбирают энергосберегающие лампы накаливания. Потенциал энергосбережения при замене ламп накаливания на энергосберегающие составляет до 90 процентов. Дополнительная экономия достигается за счет внедрения автоматики (датчиков движения) и своевременного отключения и включения освещения, снижения нагрузки.

Использование светодиодов в городском освещении дает экономию электроэнергии до 60 процентов. Основная проблема при внедрении системы светодиодного освещения заключается в ее высокой первоначальной стоимости. Система окупается только через определенный период времени за счет экономии электроэнергии. Это не всегда выгодно для городских властей ввиду недостаточности местных бюджетов и правового регулирования. Одним из способов привлечь инвестиции в модернизацию освещения могут стать льготные кредиты муниципалитетам под эти социально значимые проекты.

Светодиодное освещение не только экономит электроэнергию, но и украшает город. Светодиоды можно использовать для подсветки зданий, парков, праздничного освещения улиц (иллюминации).

Транспорт

Для повышения энергоэффективности городов важно внедрять интеллектуальные транспортные системы. Они в сочетании с оптимальной загрузкой дорог позволяют снизить энергозатраты на 5–15 процентов.

Один из лидеров – Москва, где уже принята соответствующая программа. Она предусматривает переход на интеллектуальное управление светофорами, предоставление приоритета общественному транспорту, динамическое регулирование скорости транспорта, маршрутизацию для предотвращения пробок.

Сегодня каждый светофор в Москве оснащен оптическим каналом, что позволяет обрабатывать огромные массивы данных. Внедрены в столице и средства для предотвращения нарушений правил дорожного движения. Датчики фиксируют пересечения сплошной линии и стоп-линий, превышение скорости. По прогнозам разработчиков, через 5–10 лет водители научатся корректному поведению на дорогах.

К технологиям умного города можно отнести и электронные платежные системы на общественном транспорте. Такая система сама рассчитывает скидку, если человек часто ездит общественным транспортом и постоянно пользуется одной и той же картой для оплаты. Технологию уже внедрили во многих крупных городах России – Москве, Екатеринбурге, Тюмени.

Информационные системы

Современный город состоит из множества подсистем – транспортной, телекоммуникационной, систем электро- и водоснабжения и др., – которые взаимодействуют между собой. Чтобы контролировать работу всех городских систем, обеспечить безопасность каждого жителя, получать и архивировать информацию о важных событиях и оперативно предоставлять ее заинтересованным службам, необходима комплексная информационная система. Она должна быть способна аккумулировать, объединять, анализировать и группировать данные, поступающие из многих источников. Именно такую систему представляет собой комплекс «Безопасный город», который успешно внедряют многие администрации. Это система программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности в общественных местах (школах, медицинских учреждениях), управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими объектами в масштабах современного города.

Интернет вещей

Вопрос подключения к интернету органов власти, организаций и предприятий должен быть решен в городе одним из первых. Тогда такой город может претендовать на звание умного.

В Москве много вещей можно реализовать с использованием современных компьютерных технологий:

– записаться к врачу на прием через интернет;

– оставить заявку о проблеме в доме или дворе и контролировать ее выполнение через портал «Наш город»;

– отправить документы на оформление паспорта, оплатить электричество или телефон, заплатить налоги через интернет, оплатить парковку через телефон.

– сообщить о неправильной парковке через специальное приложение на смартфоне.

В школах появились электронные дневники. С помощью информационных технологий можно контролировать время прихода и ухода в школу и из нее. Компьютерными классами и современным учебным оборудованием уже никого не удивишь: автотренажер используется в автошколе, а стрелковый тренажер станет доступен курсантам.

В планах сделать бесплатный wi-fi не только в общественном транспорте, но и в городских парках, на остановках, крупных пешеходных улицах. Уже в 2017 году в Москве появится 1100 таких уличных точек доступа.

Нормативно-правовое обеспечение

Для внедрения новых технологий в городское пространство нужна нормативно-правовая и методическая поддержка. Понятие умный город, компоненты его наполнения, архитектура, нормы о плате за умные технологии – все это должно быть прописано в законодательстве.

Сегодня региональные власти не имеют возможности выделять бюджетные средства на инновационные проекты smart city. Поэтому важно оказать государственную поддержку в реализации хотя бы пилотных проектов в городах. Необходимо закрепить механизмы этой поддержки на законодательном уровне.

Чтобы появление умных городов стало реальностью, нужно внести изменения и дополнения в ряд законов:

– Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, дополнить его инструментами повышения энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровне.

– Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, дополнить его описанием элементов ИТ-инфраструктуры;

Необходимо внести нормы, позволяющие или обязывающие использовать при капитальном ремонте многоквартирных домов новые, более эффективные, экономичные и экологически безопасные решения. Отдельно на законодательном уровне следует прописать:

– правила взаимодействия между действующими лицами системы умного города (девелопером, управляющей компанией, потребителем, органом власти);

– требования по оснащению объектов системами видеонаблюдения, интеллектуального освещения.

Умные технологии делают проживание в городе безопасным, комфортным и экономным. Эти составляющие формируют спрос на объекты умного города. Единственным минусом становится высокая первоначальная цена. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления не готовы покупать энергоэффективное жилье для переселения граждан из ветхих и аварийных домов. Квадратный метр в энергоэффективном жилье стоит дороже, а значит переселить по программам переселения удастся меньше людей.

В остальных случаях проблемы спроса на умные дома зачастую исчезают по мере того, как меняется психология потребителя.

Пример.

Восемь лет назад появились квартиры, оборудованные системами охраны и идентификации на входе. Они стоили дороже, чем остальное жилье, и спроса на них не было. Сейчас ситуация изменилась, сформировался рынок. Потребитель согласен заплатить немного больше, чтобы получить явное преимущество.

Та же ситуация с энегоэффективным жильем. Спрос на него формируется постепенно. По данным опросов, после внедрения энергоэффективных технологий в домах у жильцов на 40 процентов снижаются коммунальные расходы. До 85 процентов покупателей энергоэффективного жилья признают, что сознательно заплатили за его преимущества.

Таким образом, потребительский спрос на умные технологии будет расти за счет понимания выгод от их внедрения.

Проблемы финансирования

Практика показывает, что за внедрение умных технологий в городе платят:

– девелоперы – строители, реализующие проекты. Соглашением с муниципалитетом им должен быть обеспечен возврат средств;

– лица, владеющие технологиями и предлагающие свои услуги;

– городские власти в разных пропорциях в зависимости от наполняемости местных бюджетов;

– жители, если их убедить в эффективности умной технологии.

Чтобы включить население в систему финансирования умных технологий, органам власти нужно проводить выездные встречи, участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Без этого убедить горожан в том, что подъезды и места общего пользования в доме должны освещаться с помощью конкретной умной технологии (например, светодиодов) не получится.

В домах, где покупатели квартир готовы заплатить за 1 кв. м на 20-30 процентов больше, проблем не возникает. Гораздо труднее добиться, чтобы деньги на умные технологии выделили жители домов эконом-класса, где квадратный метр стоит 30 тыс. руб. В таком жилье внедрять технологии, которые не дают быстрой отдачи, будет затруднительно. Наиболее целесообразно для таких домов выбирать технологии, соответствующие возможностям потребителя.

Городским властям важно понимать, что умные технологии – это необходимые инструменты решения задач, а не модная новинка, которую надо купить первым. Поэтому приобретать их нужно не в ущерб другим важным статьям расходов.

Многие технологии со временем становятся не только более совершенными, но и доступными. Например, за последние три года цена светодиодов в России уменьшилась в три раза, а солнечных панелей – в семь раз. Поэтому сегодня органы власти многих городов уже готовы приступить к массовому внедрению технологий, которые недавно считались несбыточной мечтой. В этом поможет разумная заемная политика, привлечение частных ресурсов в формате публично-частного партнерства.

Мегаполисам доступнее весь комплекс технологий для умного города, а небольшим поселениям – только отдельные решения. Тем не менее, важно, чтобы не только крупные города включались в соревнование за внедрение умных технологий. Они необходимы для жизнеобеспечения небольших населенных пунктов. Сегодня в стране около 100 тыс. населенных пунктов, где проживает не более 200 человек. Эти люди не полностью обеспечены качественной инфраструктурой – образовательной, энергетической, телекоммуникационной, медицинской, банковской. В небольших городах можно внедрять стандартные модульные решения: автономное энергоснабжение, дистанционное образование, телемедицину, почтовое и банковское обслуживание с использованием современных информационных технологий. Необходима разработка новых стандартов формирования инфраструктуры в таких «микро-поселениях». Тогда при активной совместной работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализации инфраструктурных компаний к 2025–2030 годам эти поселения по степени внедрения умных технологий смогут соревноваться с мегаполисами.

Важно наладить взаимодействие между городами. Например, на форуме всемирной организации «Объединенные города и местные власти» можно подводить итоги работы по внедрению умных технологий, обсуждать лучшие практики.

На заметку

Схемы финансирования умных технологий в городе

Сегодня распространены следующие три эффективные схемы финансирования.

1. Сервисная модель. Оператор инвестирует в проект 100 процентов средств и гарантирует качество сервиса. За это он получает деньги от государства или муниципалитета. Схема позволяет экономить бюджетные средства и гарантирует оператору возврат инвестиций в течение определенного срока. Риски возникают из-за продолжительного периода окупаемости – от пяти до десяти лет. Публичный партнер (орган власти) должен смягчать эти риски. Например, ввести льготное налогообложение для оператора.

2. Комбинированная схема финансирования проектов smart city с участием публичного партнера, оператора и конечного потребителя.

3. Прямая схема финансирования объектов умного города. Она позволяет продавать продукты, изготовленные по умной технологии, напрямую потребителям и получать с них плату.

Органы власти должны видеть в умных технологиях в первую очередь необходимый фактор развития городов. Поэтому нужно внедрять всю линейку инструментов умного города там, где это возможно. Есть дорогие технологии, которые не все города могут себе позволить. Но есть и решения, которые стали уже доступными многим городам.

Вложение бюджетных средств в различные сферы – образование, здравоохранение, транспорт должно сопровождаться введением современных стандартов, предусматривающих внедрение умных технологий. Это создаст дополнительный спрос и ускорит процессы, связанные с коммерциализацией и снижением затрат на внедрение. Финансирование станет более реальным, если ресурсы будут выделяться в рамках федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.

Органы местной власти могут способствовать внедрению умных технологий в городскую среду. А именно:

– разъяснять предпринимателям, как они могут инвестировать в инфраструктуру умных городов, на официальных сайтах города и при личных встречах;

– вовлекать производителей современного умного оборудования в проекты по внедрению умных технологий в городскую среду;

– оказывать консультационную и методическую поддержку проектов smart city, инвестировать бюджетные средства в такие проекты;

– разъяснять потребителям в доступной форме, как можно платить меньше, используя более дорогие, но умные решения.

На заметку

Кто в России самый умный

В России решили составить первый рейтинг умных городов. Пока в него будут включать только города-миллионики, которых в России 15. Они в большей степени готовы вкладывать деньги в интеллектуальные системы управления транспортом, ЖКХ, энергетикой и промышленностью. Исследованием займутся Минкомсвязь, Минэнерго и Минстрой России. Всего определены пять ключевых сфер смарт-города: промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ и электронное правительство. Все они должны эффективно управляться с помощью интеллектуальных технологий. Сейчас идет сбор данных для рейтинга. В апреле 2017 года эксперты обсудят результаты исследования в рабочей группе. Затем будет составлен итоговый список смарт-городов. Уже сейчас лучшим городом России, который мог бы претендовать на звание умного эксперты назвали Санкт-Петербург. Хорошие шансы у Казани и Уфы. В этих городах хорошо налажена система автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией. Интеллектуальные транспортные системы внедряются в Красноярске, Екатеринбурге, Белгороде. Среди крупных городов с высоким потенциалом для умного развития Томск, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Лучшие практики получат распространение в других городах России.

//Статьи: Инфраструктура

Сегодня население земли составляет порядка 7,4 млрд человек, почти половина – 3,6 млрд, уже проживает в городах, хотя еще 10 лет назад доля городского населения составляла около 35%. При столь высоких темпах урбанизации нагрузка, создаваемая на городские службы, зачастую оказывается непосильной.

Для решения этой проблемы была изобретена концепция «Умного города» (Smart City). Цель программы - повышение эффективности всех городских служб. Концепция получила достаточно широкое распространение: в настоящий момент Smart City в том или ином объеме реализована в 2500 городах по всему миру.

Сложно дать четкое определение для Smart City. В целом, это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются наилучшим образом и обеспечивая максимальную безопасность городской жизни. Для этого необходима тесная связь между проектами «умного города» (видеонаблюдение, гос. услуги, интеллектуальная транспортная система и пр.) в масштабах города или региона.

Одной из важнейших составляющих Smart City является Интеллектуальная транспортная система (ИТС) , которая оптимизирует движение транспорта путем отображения дорожной ситуации на уличных информационных панелях и смартфонах пользователей, подсказывает им оптимальный маршрут и несет в себе множество других полезных функций. Следующая система -геоинформационная (ГИС), служит общей «географической подложкой» для всех подсистем Smart City. Еще одна подсистема - Электронная полиция (ePolice), работает следующим образом: при любом звонке на пульт «электронной полиции» на карте ГИС отображается местоположение звонящего, а на мониторе дежурного открывается окно для регистрации сообщения, его последующей обработки и принятия оперативных мер. Еще одна функция - Электронное образование (eEducation). Она позволяет студенту присутствовать на лекции, сидя за компьютером. Ученик будет точно также слушать лекцию, видеть преподавателя и следить за его записями на электронной доске в аудитории. Студент даже может виртуально «поднять руку» из дома и задать вопрос преподавателю. Все записанные лекции сохраняются для последующего просмотра и закрепления материала.

И, наконец, Электронное здравоохранение (eHealth). Эта функция упростит процесс электронной записи к врачу. Основой системы является единая электронная база пациентов. В этой базе сразу может ознакомиться с тем, какие анализы делались, какое лечение назначалось в других клиниках. Система видеоконференцсвязи с эффектом присутствия (Telepresence) поможет провести консилиум специалистов, рассмотреть в деталях результаты МРТ и рентгенографии, а также сделать операцию под удаленным руководством хирурга.

Можно сделать вывод, что для эффективной работы Smart City необходима глубоко интегрированная система, состоящая из многих подсистем. Нет большого смысла реализовывать такие проекты частично, необходима выработка общей концепции «умного города», в которой будут учтены как текущие потребности различных городских служб, так и перспективы развития с учетом всех внешних факторов. Поэтому в проектах Smart City необходим комплексный подход, что является основным препятствием при реализации концепции.

В списке компаний, занимающихся реализацией проектов «Умного города», можно выделить Huawei: фирма имеет опыт внедрения компонентов Smart City в городах Китая с населением свыше 15 миллионов человек, таких как Шанхай, Гуанчжоу и других.


В России Huawei приняла участие в реализации проекта «Безопасный город» в Санкт-Петербурге. Для этого была разработана система по облачному хранению видеофайлов с 12 тысяч камер системы наружного видеонаблюдения, снимающих в разрешении 1080р. Емкость облачного хранилища составляет 40ПБ (1ПБ=1000000 ГБ). Система позволяет быстро найти нужный фрагмент на видеозаписи, тем самым обеспечить высокую оперативность мероприятий по обеспечению безопасности. Решение также обладает такими преимуществами, как унифицированное совместное использование ресурсов различными службами и улучшенная безопасность городской среды в результате использования средств интеллектуального анализа содержимого видеозаписей.

Компания Huawei выделяется наличием широкой линейки оборудования и решений для различных уровней решения Smart City, а также обширным опытом в поставках ИТ-оборудования (серверы, системы хранения, маршрутизаторы и коммутаторы) и инфраструктуры дата-центров. Благодаря этому, реализация широкого спектра аппаратных платформ для решения Smart City становится возможной с Huawei.

В рамках концепции Интернета вещей (Internet of Things,IoT ) одно из наиболее популярных направлений развития - это концепция «умный город» (Smart City). Фундаментальным принципом «умного города» является внедрение информационных технологий и объектов IoT в городскую среду. Ожидается, что такой подход позволит усовершенствовать систему управления и взаимодействия государства с обществом, повысит качество и эффективность работы городских служб, а всё вместе качественно изменит жизнь населения.

Главным активом города будут являться: люди, процессы и технологии.

Концепция Умного города характеризуется тремя базовыми параметрами:

    Технологичность.

    Интеллектуализация.

    Фокусировка на стиле жизни. «Умный город» должен быть экологичным, безопасным, энергоемким, открывающим широкие возможности и обеспечивающим максимально комфортную жизнедеятельность.

Среди первоочередных отраслей, нуждающихся в интеллектуальной модернизации, являются государственное управление, инфраструктура города и экономика. Основные направления развития данных секторов представлены в таблице.

Таблица – Важнейшие направления развития «умного города»

Инновационная экономика

Городская инфраструктура

Государственное управление

Инновации в промышленности, кластерах, районах города

Транспорт

Административные услуги гражданам

Умная рабочая сила: Образование и занятость

Энергетика/Коммунальные Услуги

Представительная и прямая демократия

Создание наукоемких компаний

Защита окружающей среды/ безопасность

Услуги для граждан: качество жизни

Например, концепция в этих направлениях может проявляется в следующих признаках. Инновационная экономика должна быть самодостаточной и независимой от природно-углеродных ресурсов. В городской инфраструктуре необходимо внедрять экономные и возобновляемые источники энергии. В государственной ветви должна вестись работа по повышению конкурентоспособности капитала, как финансового, так и интеллектуального и человеческого.

Дорожная карта развития «умного города»

Дорожная карта развития «умного города» предлагает следующий путь реализации концепции.

ЗАЧЕМ нужен «умный город» ?

Во-первых, городам следует изучить свое общество. Успех невозможен без цели, поэтому необходимо исследовать потребности граждан и бизнеса, их интересы, уникальные черты, образ мышления, уровень образования, возрастную структуру и прочее, чтобы понять, для чего населению нужен «умный город», каким они хотят его видеть и что он должен изменить в их окружении.

КАК реализовать концепцию «умного города» ?

Во-вторых, когда будет определено «зачем», необходимо проработать стратегию «как» реализовывать концепцию. А именно: как будут распространятся инициативы «умного города», каковы функции и цели такой политики?

КТО заинтересован в создании «умного города» ?

Преимущества «умного города» нацелены, в первую очередь, на населения, на улучшение его условий жизни. Поэтому идея должна поддерживаться гражданами. Они должны быть заинтересованы в ее развитии и внедрении и над их вовлеченную в процесс также необходимо работать. Например, повышать прозрачность процессов, расширять возможности в управлении через системы электронного правительства и т.д.

Однако перед тем, начать работу по указанным выше трем направлениям, важно понять, ЧТО представляет собой городское сообщество. Какое оно в настоящем, каковы его географические границы, как оно взаимодействует с округой.

Работа, проведенная по представленному алгоритму, позволит изучить процессы общества, определит потребности населения и сформулирует под них цели и средства их достижения.

Стандартизация концепции «умного города» в России

Проекты по созданию «умного города » формируются и в России. Разработкой стандартов «умных городов» занимается Национальный центр информатизации (далее - НЦИ). Необходимость появления стандартов продиктована тенденциями: интерес к концепции значительно растет, появляются всё новые и новые проекты, между которыми нет согласованности. Единые критерии позволят обобщить знания, объединить усилия и идеи, предпишут, какой город считать «умным» и ускорят его строительство. В то же время, стандарты должны быть динамичными, изменяясь в процессе воплощения плана, чтобы соответствовать текущим потребностям общества.

Недавно стало известно, что в ближайшее время в России будет сформирован технический комитет по стандартизации «Кибер-физические системы». К его задачам, в том числе, относится стандартизация «Умного города» (Smart citiy), а помимо него «Интернета вещей» (Internet of things), «Больших данных» (Big data) и «Умного производства» (Smart manufacturing).

В рамках концепции «умного города» могут появиться следующие общенациональные стандарты:

ГОСТ «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 1. Структура бизнес-процессов Умного города» (гармонизация с ИСО/МЭК 30145–1);

ГОСТ «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 2. Структура управления знаниями Умного города» (гармонизация с ИСО/МЭК 30145–2);

ГОСТ «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 3. Инженерные системы Умного города» (гармонизация с ИСО/МЭК 30145–3);

ГОСТ «Умный город. Показатели ИКТ» (гармонизация с ИСО/МЭК 30146).

В России делают первые шаги по разработке нескольких Smart cities. Например, один из них в вблизи Казани реализует компания JLL. Под Санкт-Петербургом ведутся работы над городом-спутником Южный. Есть несколько пилотных проектов по созданию «умных» районов в Московской области. Способствовать интеллектуализации городов в России должны технологии М2М и модернизация образования.

Machine-to-Machine (М2М) – это межмашинный обмен информацией или ее односторонняя передача. Технологию ожидает большое будущее и широкий спектр применения в концепции «умного города». Например, в датчиках «умного» дома для контроля таких его параметров, как температура воздуха, уровень освещения и т.д. Помимо «умного» дома, М2М-решения встраивают во многие системы: платежи, охрана и безопасность, навигация, ЖКХ, вендинг, здравоохранение и т.п.

В образовании ведется работа по внедрению «Электронной образовательной среды РФ», а также предпринимаются действия для полного перевода профильных учреждений на электронные учебники. Данные мероприятия являются частью комплексной программы Государственной информационной системы (ГИС) в сфере образования России. Информационная экосистема позволит сократить издержки в сфере образования, а также способствует реализации федерального общероссийского магазина образовательного контента и технологий (EDU.RuStore).

Для повышения качества жизни москвичей — главного приоритета Концепции — должен быть решен целый комплекс задач по планированию и строительству городской инфраструктуры, учету и распределению ресурсов ЖКХ, развитию экосистемы персонализированных городских сервисов с единым и удобным для горожан интерфейсом.

Согласно прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2030 году население Московской агломерации составит 22 млн человек (по среднему варианту прогноза). В условиях урбанизации специализированные цифровые платформы позволят осуществлять оптимальное градостроительство, что включает в себя упрощение взаимодействия между всеми участниками процесса, повышение качества и эффективности застройки, экономию средств и времени.

Концепция «Умный город - 2030» в сфере градостроительства нацелена на совершенствование планирования и застройки города Москвы на базе аналитики следующего поколения и цифровых технологий. Реализация принципов «зелёного» строительства и внедрение технологий «Умного дома» создадут удобную и здоровую городскую среду обитания, снизят разрушительное воздействие на экологию.

Концепция «Умный город - 2030» в жилищно-коммунальной сфере предусматривает продолжение эффективной цифровизации жизни города с учётом состояния коммунально-инженерной инфраструктуры и с особым акцентом на обеспечение москвичей комфортным жильём и услугами высокого качества, а также на обоснованность применения инновационных технологий. Развитие технологий на основе ИИ и широкое применение Интернета вещей позволят точно определять необходимые объемы финансирования и распределения ресурсов. Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных с применением предиктивной аналитики, а отдельные схемы энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения сформируют общую «Систему систем».

Внедрение новых городских решений будет проводиться на основе практического опыта пилотирования в смарт-кварталах города Москвы. Будет применяться принцип последовательной реализации и постепенного масштабирования на базе пилотных проектов по территориальному и функциональному признакам. Это обеспечит: постоянное совершенствование межведомственного взаимодействия, уточнение инициатив и планов, стандартов, документов всех уровней, анализ и выявления перспективных направлений реализации концепции города Москвы.

Цели направления
«Городская среда»
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции

Рост качества жизни

Прозрачное управление городом

Эффективность государственных расходов

Эффективная цифровизация жизни города, в т.ч. в области обеспечения москвичей комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами высокого качества.
Оптимизация городского планирования и застройки на базе аналитики следующего поколения, Больших данных и цифровых технологий.

Показатели направления «Городская среда»

  • Доля городских объектов, при строительстве которых используются BIM-технологии;
  • Снижение количества взаимодействий застройщиков с органами власти;
  • Модернизация инфраструктуры сбора и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов (количество объектов);
  • Количество аварийных ситуаций на объектах ЖКХ.

2.1. Градостроительство

Текущий статус

  • 94,4% государственных услуг в градостроительной сфере предоставляется в электронной форме, большая часть — исключительно в электронном виде;
  • Сформирован Проектный офис по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве BIM-технологий, ведется активная разработка стандартов, систем классификаторов и требований к информационным моделям;
  • Разработан и утвержден Смарт-стандарт, включающий в себя рекомендации по реализации предпроектных решений применения перспективных технологий в рамках создания комфортной городской среды;
  • Создана комплексная информационная-технологическая инфраструктура органов исполнительной власти Стройкомплекса, позволяющая оперативно автоматизировать внутренние процессы органов исполнительной власти и организовать эффективное взаимодействие с участниками строительства;
  • Функционирует Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью - базовая информационная система Стройкомплекса, являющаяся единой информационной средой для всех участников строительства.
  • Планирование освоения территорий на основе интеллектуального анализа городских данных, улучшение качества разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
  • Снижение сроков и затрат на капитальное строительство за счёт цифровизации процессов жизненного цикла объектов и внедрения BIM-технологий;
  • Сокращение сроков и упрощение порядка реализации процедур в сфере строительства;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в градостроительной отрасли за счет применения цифровых технологий, контроль качества строительных работ, а также внедрение эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов строительства:
    • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов, начиная от этапов градостроительного планирования и заканчивая выводом объектов из эксплуатации;
    • «Цифровыми копиями» зданий смогут пользоваться экстренные службы, например, при спасении людей во время пожара и при проведении антитеррористических операций;
    • Внедрение автоматизированных систем управления зданием обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
    • Будет создана база цифровых моделей зданий (сооружений) и других городских объектов;
    • Информационное моделирование будет использоваться при планировании и проектировании энергоэффективных зданий и городской транспортной инфраструктуры, реконструкции и капитальном ремонте;
  • Единая цифровая платформа в градостроительной сфере - площадка электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти в рамках реализации строительного проекта.
    • В состав Единой цифровой платформы войдут следующие компоненты:
    • Публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям;
    • Личный кабинет (в т.ч. застройщика, банка и пр.) с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников;
    • Сегмент автоматизированного принятия решений;
  • Внедрение технологий «Умного города» для организации «умной строительной площадки»:
    • Будут внедрены системы контроля за работой сотрудников на строительной площадке − электронный паспорт строителя с указанием всех допусков, сертификатов и лицензий, «умный» браслет для контроля доступа на строительную площадку;
    • Строительные площадки будут оснащены датчиками для контроля состояния окружающей среды, уровня шума;
    • Строительная техника будет оборудована системами контроля применяемых материалов;
    • Будут внедрены технологии сквозной идентификации строительных материалов и отдельных конструкций заводского изготовления;
    • Мониторинг процесса строительства будет осуществляться, в том числе, посредством дронов, систем видеонаблюдения и датчиков для снижения стоимости контроля строительства и повышения уровня безопасности;
  • Создание комплексной информационной системы обращения со всеми видами отходов на строительных площадках:
    • Информация со строительной площадки об объемах и видах отходов строительства и сноса будет передаваться в режиме реального времени;
    • Будут проведены классификация и интеллектуальный подбор полигонов в целях дальнейшей организации работ по переработке и повторному использованию отходов строительства и сноса;
    • Будет обеспечено формирование оптимальных маршрутов при транспортировании отходов строительства и сноса, грунтов;
  • Применение смарт-контрактов в строительстве:
    • Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства;
    • На проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов будут заключаться смарт-контракты;
    • Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров и строительной документации;
  • Применение виртуальной и дополненной реальности:
    • Применение в проектировании, моделировании и строительстве зданий и сооружений технологий VR/AR/MR обеспечит доступ к детальной информации о параметрах материалов и конструктивных элементов информационной модели;
    • Применение голографических проекций при презентации архитектурных проектов и проведении публичных слушаний позволит повысить их привлекательность и качество внедрения в городскую среду;
  • Инновационные методы строительства:
    • Трёхмерная печать зданий и их отдельных элементов, цифровое модульное строительство и подготовка инфраструктуры к внедрению Интернета вещей существенно ускорят и удешевят процесс застройки.

Стратегические проекты в сфере Градостроительства

2.1.1. Планирование территорий на основе интеллектуального анализа Больших городских данных и технологий Искусственного интеллекта;

Технологии:

Планирование градостроительной деятельности в Москве будет осуществляться на основе анализа Больших данных и сопровождаться разработкой цифровой трехмерной модели города. Будут разрабатываться альтернативные сценарии развития города, учитывающие множество параметров - в том числе существующие ограничения на застройку архитектурных и исторически важных территорий. Обсуждение и референдумы по вопросам городского развития будут происходить на платформе цифровой демократии (см. п. 6.1.4). Анализ Больших городских данных и применение Искусственного интеллекта позволят улучшить качество разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

2.1.2. Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объекта - от планирования до вывода из эксплуатации;

Технологии:

Применение информационного моделирования в строительстве и эксплуатации зданий (сооружений) расширится. Применение методов и средств BIM (Building Information Model) станет общепринятой практикой в Москве, позволяющей снизить сроки и затраты на капитальное строительство. Будет создан городской портал информационных моделей зданий (сооружений), дорожно-транспортных объектов, их конструктивных элементов и применяемых материалов.
Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объекта, начиная с градостроительного планирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. «Цифровые двойники» зданий на основе BIM-моделей позволят отслеживать состояние зданий и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифтов, трубопроводов и т.п.) и рассчитывать срок службы до капитального ремонта. «Цифровыми двойниками» зданий могут воспользоваться экстренные службы,например, при спасении людей во время пожара и проведении антитеррористических операций.

2.1.3. Создание Единой цифровой платформы в градостроительной сфере;

Технологии:

Запуск площадка для электронного взаимодействия застройщиков, банков и органов власти повысит прозрачность управления в строительстве, позволит предупреждать и выявлять правонарушения в этой сфере, обеспечивать контроль качества строительных работ, а также будет способствовать внедрению эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств. На этой площадке будут функционировать личные кабинеты всех застройщиков/банков с полной информацией по строительному проекту и возможностью доступа к проекту всех его участников. На платформе будет размещена публичная карта с информационными слоями по земельным участкам, зонам с особыми условиями использования, инженерным коммуникациям и возможными точками подключения к сетям.

2.1.4. Применение смарт-контрактов в городском строительстве как вида исполнения обязательств участников строительства;

Технологии:

Во всех сферах городского строительства будет обеспечена возможность заключения смарт-контрактов, то есть договоров в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которым осуществляется путем автоматического совершения цифровых транзакций в распределенном реестре в строго определенной последовательности и при наступлении определенных обстоятельств.
Смарт-контракты будут определены как вид исполнения обязательств участников строительства и будут заключаться на проведение экспертизы проектной документации и поставку строительных материалов. Применение смарт-контрактов позволит исключить фальсификацию договоров, строительной документации, актов приемки-сдачи работ.

2.1.5. Использование «умных» технологий в строительстве;

Технологии:

Будет разработан ряд мер, направленных на стимулирование использования умных технологий в строительстве. Будут внедряться принципы «зеленого строительства» в целях снижения вредного воздействия на экологию, повышения энергоэффективности, сокращения выбросов при строительстве и эксплуатации зданий. Будет создана комплексная система обращения со всеми видами отходов на строительных площадках, а деятельность по переработке и повторному использованию отходов будет в высокой степени автоматизирована/роботизирована. Количество отходов строительства будет радикально снижено за счёт трехмерной печати зданий (сооружений) и их отдельных элементов.

2.1.6. Моделирование строительных объектов с использованием сквозных технологий: трёхмерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности, Искусственного интеллекта;

Технологии:

В проектировании и строительстве зданий (сооружений) будут применяться технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR/VR/MR). Виртуальные здания на будущей стройплощадке позволят оценить изменение ландшафта и узнать мнение жителей о запланированных строениях. Очки AR/VR/MR позволят прорабам получить детальную информацию о параметрах материалов и конструктивных элементов здания. В ходе презентаций и публичных слушаний голографические проекции архитектурных проектов позволят повысить их привлекательность.

2.1.7. Создание условий для использования горожанами «умного» жилья.

Технологии:

Будут разработаны стандарты и регламенты применения технологий умного жилья. Единая цифровая платформа умного жилья в Москве будет обеспечивать подключение устройств и датчиков Интернета вещей, в том числе для дистанционного сбора, передачи, хранения и анализа данных о потреблении коммунальных ресурсов и услуг. Будет разработан каталог персонализированных решений в сфере умного жилья.

2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство

Текущий статус

  • К Единой диспетчерской службе — централизованной точке принятия всех обращений граждан по теме ЖКХ — подключены все округа Москвы (кроме ТиНАО);
  • За 2017 год Единая диспетчерская служба города Москвы обработала 8,3 млн обращений;
  • Формирование региональной программы капитального ремонта и контроля выполнения работ автоматизировано на 100%;
  • Общее количество техники, подключенной к системе контроля ГЛОНАСС, достигло 15,5 тыс. единиц. Для всех дворовых территорий в городе осуществляется автоматический мониторинг качества санитарного содержания с использованием средств ГЛОНАСС;
  • Актуальная информация о запланированных и проведенных капитальных ремонтах многоквартирных домов доступна на портале государственных услуг города Москвы;
  • На портале dom.сайт размещен актуальный обновляемый рейтинг организаций, управляющих многоквартирными домами;
  • Введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР);
  • Создано единое хранилище данных АСУ ЕИРЦ, а также разработаны витрины данных «Начисления и оплаты», «Жилищный фонд» и подсистемы «Работа с задолженностью».
  • Улучшение доступности и качества оказываемых услуг ЖКХ за счёт внедрения цифровых технологий;
  • Повышение эффективности использования ресурсов в ЖКХ и обеспечение экономии средств бюджета города Москвы;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждение и выявление правонарушений в ЖКХ;
  • Повышение уровня безопасности, надежности, доступности инфраструктуры ЖКХ и снижение аварийности.

Стратегические направления

  • Применение BIM-технологий на всех этапах реализации жизненного цикла объектов коммунально-инженерной инфраструктуры:
      • Цифровизация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов коммунально-жилищной инфраструктуры, включая эксплуатацию, обслуживание и оказание услуг ЖКХ;
      • «Цифровые копии» объектов коммунально-инженерной инфраструктуры позволят отслеживать жизненный цикл объектов и инженерных систем, прогнозировать поломки инфраструктуры (лифты, трубопроводы и т.п.), а также необходимость капитального ремонта зданий и многоквартирных домов;
      • Внедрение автоматизированных систем управления зданием и объектами ЖКХ-инфраструктуры обеспечит автоматическое управление и диспетчеризацию инженерных систем, сбор статистики о состоянии конструктивных элементов и систем здания на основе информационной модели;
  • Формирование общей «Системы систем», основанной на анализе Больших данных и ИИ:
      • На основе отдельных систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения будет разработана единая интегрированная «Система систем»;
      • «Система систем» будет содержать данные о городской жилищно-коммунальной инфраструктуре, а также релевантные данные из смежных областей (транспорт, телекоммуникации), геодезическую информацию (например, состояние и состав грунта) и др.;
      • Управление ЖКХ будет в значительной степени осуществляться на основе Больших данных, генерируемых горожанами, бизнесом, органами исполнительной власти и устройствами Интернета вещей, в среднесрочной перспективе в управлении будут задействованы системы ИИ;
  • Использование цифровых платформ и платформ Интернета вещей:
      • Общегородские цифровых платформы и платформы Интернета вещей обеспечат учёт и экономию потребления ресурсов, своевременное предупреждение аварий и сокращение времени их устранения, контроль степени изношенности инженерных коммуникаций, повышение прозрачности управления и решение других задач ЖКХ;
      • Подключенные к Интернету приборы учёта позволят по запросу полностью автоматизировать учёт и оплату всех услуг ЖКХ;
  • Применение информационно-аналитических инструментов эффективного управления ЖКХ:
      • Расширится применение в ЖКХ информационно-аналитических инструментов, в том числе семантического анализа текста и речи для обработки обращений граждан, многомерного статистического анализа, обработки сложных событий;
      • Новые технологии позволят исключить человеческий фактор при определении объёмов финансирования ЖКХ, мониторинге качества выполнения работ, идентификации проблемных зон, выявлении и предотвращении правонарушений в ЖКХ.

С инициативой о присвоении статуса пилотной территории в рамках реализации проекта в Минстрой России обратилось 37 городов из 33 регионов страны. Заявки 25 муниципалитетов уже одобрены, решение по новым обращениям будет принято на ближайшем заседании рабочей группы проекта, сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, руководитель рабочей группы «Умный город» Андрей Чибис сегодня в ходе Всероссийского селекторного совещания.

Сегодня под председательством заместителя главы Минстроя России прошло первое всероссийское совещание по вопросу реализации проекта «Умный город», в котором также приняли участие представители Минкомсвязи России. «Мы направили в Правительство паспорт проекта «Умный город», который должен быть рассмотрен на ближайшем заседании профильной правительственной комиссии. До этого момента в паспорт могут вноситься дополнения – поэтому мы ждем от коллег из регионов дополнения и комментарии к документу. В том числе, это касается вступления в число пилотов», - открывая совещание отметил замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Проект «Умный город» становится объединяющим для проектов модернизации ЖКХ, формирования комфортной городской среды, повышения эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создания инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством. Он базируется на пяти ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.

Важнейшее условие реализации этих принципов - широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан Российской Федерации.

В число первоочередных задач проекта вошло:

1. Создание инфраструктуры проекта: разработка и запуск банка решений Умного города (в том числе – финансовых, юридических и технологических решений), разработка методических материалов и законодательных изменений

2. Тестирование конкретных технологических и организационных решений на территориях-пилотах

3. Разработка системы оценки «интеллекта городов» и запуск системы контроля происходящих изменений

4. Поддержка развития современных технологий предприятиями городского хозяйства и коммунального комплекса, а также частными инвесторами.

Напомним, Минстроем России создана рабочая группа «Умный город» в состав которой вошли представители всех заинтересованных федеральных и региональных органов власти, представители отраслей жилищно-коммунального хозяйства, крупнейшие разработчики технологий, экспертное сообщество, ВУЗЫ и центры компетенций (порядка 220 представителей). Разработан ведомственный проект «Умный город», соответствующие мероприятия включены в паспорт национальной программы Цифровая экономика.