Подготовка к ЕГЭ по литературе. Лирика С.А. Есенина. Сергей есенин Я все равно

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

«Мы теперь уходим понемногу» С.А. Есенин

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле...

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

1924

1. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

2. В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

3. В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:

Много дум я в тишине продумал, /Много песен про себя сложил,

Как называется эта стилистическая фигура?

4. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

6. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина? (5-10 предложений)

7. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением? (5-10 предложений )

Сергей Есенин (1895-1925)

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестья­нина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин око­ло шести лет воспитывался в доме деда и бабки по матери, о которых он с любовью вспоминает в своих стихах и автобиографии. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Учился Есенин в сельской начальной школе, затем в за­крытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас-Клепиках. Весной 1912 г. Есенин при­езжает в Москву. Его отец в то время работал приказчи­ком в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин со­гласился взять сына приказчика в контору при лавке, но вскоре, поссорившись с хозяином, юноша уходит не только из лавки, но и от отца. В поисках своего пути в литерату­ре Есенин входит в московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Посещающие кружок рабочие ти­пографии Сытина помогают ему устроиться подчитчиком в корректорской. В 1913-1914 гг. Есенин посещает лекции в народном университете Шанявского, много читает (Белин­ского, Некрасова, Гоголя, Кольцова). За участие в стачечном движении типографских рабочих он попадает под надзор полиции. Осенью 1914 г. Есенин становится секретарем ре­дакции журнала «Друг народа», подготовленного суриковским кружком. Написана для журнала антивоенная поэма «Галки». Поэма была конфискована полицией еще в набо­ре. В первом и единственном номере «Друга народа» Есе­нин поместил стихотворение «Узоры». Еще ранее, в 1914 г., в детских журналах «Доброе утро» и «Мирок» появились его первые стихи.

Начинающий поэт стремится в Петербург, в «большую литературу». Приехав в столицу, прямо с вокзала он отправ­ляется со своими стихами на квартиру к Блоку. Блок вы­слушал Есенина, отобрал несколько стихотворений для печа­ти и познакомил его с С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Есенин сблизился с кружком С. Городецкого, часто бывал в «Привале комедиантов», был благосклонно принят в сало­нах 3. Гиппиус и графини Клейнмихель, а также в подвалах артистов и библиоманов, в кабаках и фешенебельных ресто­ранах, за кулисами театров. В 1915 г. в журнале «Северные записки» было опубликовано первое по-настоящему «есенин­ское» стихотворение - «Русь» (1914), в котором наиболее полно отразилось художественное кредо молодого поэта.

Любовь как счастье и любовь как тяжкое испытание. Как же многолика она, любовь! Поэт пишет стихотворение в форме письма любимой. Это своеобразный монолог, исповедь лирического героя.

Поэт считал, что личное счастье невозможно без социального, он был патриотом страны. Даже ради любимой женщины он бы не покинул родину. В основе стихотворения лежит реальный факт- любовь поэта к эмигрантке Татьяне Яковлевой, которая готова была выйти замуж за него только при условии, если он покинет Россию и приедет в Париж. В стихотворении- боль поэта, горечь от того, что такие люди покидают родину, ревность, ведь он понимал, что у такой красавицы найдутся поклонники. Невозможность любимым быть вместе — это всегда трагедия, но она становится ещё острее, если в её основе — социальная действительность. Чувства поэта сильны. Заканчивает он произведение словами:

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму -

одну

или вдвоем с Парижем

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины» Есенин: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Творческий путь Есенина продлился всего 10 лет.

Некоторое время Есенин был связан с течением имажинизм, которое провозглашало «победу образа над смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов»

1.Тема Родины

«Гой ты, Русь, моя родная…

«Топи да болота»

«Каждый труд благослови, удача»

«Край любимый! Сердцу снится…»

Поэма «Русь» (1914)

«Неуютная жидкая лунность»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Поэма «Русь советская» (1924)

(Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как её облик. Но остаются неизменными те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить».

2.Тема родной природы.

«Несказанное, синее, нежное…»

«Клён ты мой опавший…»

«Песнь о собаке»

«Корова»

Никто до Есенина не писал с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом о животных.

3.Философские мотивы лирики. Поэзия последних лет отмечена стремлением к гармони-ескому мироощущению. Приятие жизни, родственное пушкинскому, находит порой у Есенина почти декларативное выражение: «Приемлю всё. Как есть всё прнимаю…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Отговорила роща золотая…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

4.Любовная лирика. Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг». Любовь предстает в стихах Есенина как живая сила, освещающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни.

«Письмо к женщине»

Цикл «Персидские мотивы»: «Улеглась моя былая рана…»

«Ты сказала, что Саади…»

«Голубая да весёлая страна»

«Шагане ты моя, Шагане…» и др.

Цикл «Любовь хулигана» Спасение заблудшего человека возможно только через любовь:

«Заметался пожар голубой…»

«Ты такая ж простая, как все…»

«Пускай ты выпита другим…»

«Дорогая, сядем рядом…»

Мне грустно на тебя смотреть…»

«Ты прохладой меня не мучай…»

«Вечер чёрные брови насопил…»

Айседора Дункан – последняя любовь Есенина.

Поэма «Чёрный человек» (1925)

Поэма «Анна Снегина» (1925)

В поэме слились основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская».

Жанр – сам Есенин определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. События поэмы раскрываются через судьбу, сознание и чувства поэта и главной героини Считал лучшим произведением.

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая Тургеневым, развитая Чеховым, получила у Есенина свою интерпретацию: он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнёзда исчезли».

Главная тема – Октябрь и деревня.

Действие поэмы начинается со времени февральской революции и заканчивается рассказом о событиях гражданской войны.

Снегина – символ чистоты, как снег, символ утраченной навсегда юности.

Герои ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы.

1.Укажите название художественного приёма, к которому прибегает Есенин для создания образа живой природы:

Дымом половодье зализало ил,

Жёлтые поводья месяц уронил.

2.Какой приём используется в приведённом ниже фрагменте из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

3.К какому литературному течению одно время принадлежал Есенин и которое оказало влияние на его творчество?

4.Опрелите художественное средство выразительности, используемое Есениным:

А)Белая берёза Принакрылась снегом

Под моим окном Точно серебром

Б) «Рассвет рукой прохлады росно Сшибает яблоки зари»

В) «Синь то дремлет, то вздыхает»

Г) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»

Д) «Звонко чахнут тополя»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.ч

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

5.Как называется художественный приём, использованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает?

6.Как называется изобразительное средство, которое Есенин использует во второй строфе («воробышки игривые, как детки сиротливые»)?

7.Укажите термин, которым обозначается средство выразительности «А по двору метелица ковром шелковым стелется».

8.Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака»)?

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

9.Как называется повтор согласных звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2 строфе и неприятие грубости и жестокости в 3 строфе?

10. Назовите поэтический приём, дважды использованный в 4 строфе, который передаёт напряжённость, драматизм ситуации.

11.Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.

12Как называется художественный приём, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?

13.Какой приём иносказательной выразительности использован в двух последних строках стихотворения?

14. В каком году написана «Анна Снегина»?

15. С каким произведением русской классики первой половины XIX века роднит «Анну Снегину» отсутствие экспозиции, открытый финал, наличие ретроспективных описаний, использование формы писем, тема дворянских гнезд, описание первой любви героев, дистанция между автором и героем?

16. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение С.А.Есенина «Анна Снегина».

17. Кто был прототипом Анны Снегиной?

18. Любовный сюжет в «Анне Снегиной» раскрывается импрессионистично, как череда фрагментов, цепь впечатлений, ощущений. Как называется такой тип композиции?

19. Что ответил лирический герой «Анны Снегиной» на вопрос: «Скажи, кто такой Ленин?»

20. Узнайте героя по портрету.

Мужик – что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовнёй наградил.

Носил он две белых медали

С японской войны на груди.

21. Кто расстрелял Прона Оглобина?

Узнай, что в двадцатом годе

Расстрелян Оглобин Прон.

22. Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в «Анне Снегиной», создающий настроение, являющийся эмоциональным фоном произведения:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

23. Откуда на имя Сергея пришло письмо, начинающееся словами:

Вы живы?.. Я очень рада…

Я тоже, как вы, жива

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова

Теперь я от вас далеко…

Письмо матери

24.Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчёркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

25.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Впишите соответствующие номера в порядке возрастания.

1)ирония 2)эпитет 3)повтор 4)риторический вопрос

5)сравнение

26.Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди , как восемь лет назад.

Не б уди того, что отмечталось…

27.Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке: «Ты одна мне несказанный свет»?

28.Каким размером написано стихотворение «Письмо матери»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного содержания

С1.В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о родине?

С2.Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера стихотворений с указанием их авторов и обоснуйте свой выбор)

С3.Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С4.Каково ведущее настроение стихотворения «Поёт зима – аукает…»

С5.Какую тему, отражённую «Поёт зима – аукает…» и в лирике С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 19 века (на примере творчества нескольких поэтов)?

С6.Почему Есенин определил жанр стихотворения «Песнь о собаке» как «песнь»?

С7.Как различные поэтические приёмы помогают автору выразить пафос стихотворения

С8.Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношений человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Задания с развёрнутым ответом (сочинения)

1.Как раскрывается тема любви в лирике Есенина?

2.С помощью каких художественных средств Есенин раскрывает перед нами мир природы?

3.Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина?

4.Как раскрывается тема «малой родины» в творчестве Есенина?

5.Согласны ли вы с у4тверждением, что лирика Есенина носит «исповедальный характер»?

6.Как биография Есенина отразилась в его творчестве?


Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» лирический герой описывает красоты России. Обращаясь к родной земле, герой использует прием олицетворения («запели тесаные дроги», «бегут равнины и кусты», «синь, упавшая в реку»), что говорит о его невероятной привязанности к Родине, которой он очень дорожит. Лирический герой предчувствует грядущие изменения в стране, о чем говорит следующая строка: «Ты на туманном берегу». Однако он не может не верить в светлое будущее страны и, скованный «цепями» любви к России, чувствует огромную зависимость от нее. Для героя нет ничего милее «малинового поля» и звона «родных степей», которые вызывают в нем «теплую грусть», светлое, доброе чувство. Таким образом, Родина заставляет героя чувствовать целую палитру чувств.

В каких произведениях русских поэтов выражается их отношение к Родине и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Запели тесаные дроги…»?

Отношение к Родине выражается в таких стихотворениях, как «Родина» М.Ю. Лермонтова и «Россия» А.А. Блока.

Лирический герой Лермонтова называет свою любовь «странною», и действительно, это необычная любовь: как и в стихотворении Есенина, герой любит Родину именно естественной любовью, основанной на внутренней связи русского человека с русской природой. Лермонтов пишет: «Ни слава, купленная кровью, …/Ни темной старины заветные преданья/ Не шевелят во мне отрадного мечтанья…».

Гораздо ближе его сердцу «степей холодное молчанье» и «лесов безбрежных колыханье», которые и вызывают искреннюю любовь к Родине. Так же и любовь лирического героя Есенина связана с внутренней связью с природой.

В стихотворении «Россия» Блок пишет о трудностях, выпавших на долю страны. Однако, по мнению поэта, ни нищета, ни злодеяния не сломят ее: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Подобным же образом и Есенин пишет о несчастьях, с которыми Россия должна столкнуться. Тем не менее, оба поэта готовы разделить с ней эту участь иоба искренне верят, что после всех трудностей их Родину ждет светлое будущее.

Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» лирический герой размышляет о своей уходящей жизни. Предчувствуя свою гибель, он будто бы прощается со всем живым, однако смерти не страшится. Герой крепко связан с миром природы, именно поэтому он испытывает глубокую тоску от того, что ему придется проститься с милыми его сердцу березовыми чащами, осинами и нивами. Герой поистине умеет видеть красоту мира и наслаждаться мелочами, чувствуя себя счастливым лишь от того, что он «мял цветы», «валялся на траве», ни разу не обижал животных и целовал женщин. Он ценит находящихся рядом с ним людей и дорожит ими, зная, что скоро придется расстаться с ними. Прощаясь с жизнью, он не вспоминает все худшее, а наоборот, проникается любовью ко всему окружающему, что описывает его как человека тонкого и чувственного.

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Тема жизни и смерти звучит в таких произведениях, как стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова и стихотворение «Пригвождена» М.И. Цветаевой.

В своем стихотворении Лермонтов, как и Есенин, подводит итоги своего творчества и готовится к предстоящему пути. Однако в отличие от Есенина, Лермонтов не оглядывается назад на прошлую жизнь: «И не жаль мне прошлого ничуть…», так как он уже ничего не ждет от жизни.

В стихотворении «Пригвождена» Цветаева, подобно Есенину, размышляет о прожитой жизни. Она обращает внимание на единственное, что у нее осталось в жизни – «горстка пепла». Как и стихотворение Есенина, цветаевское стихотворение проникнуто нотками печали и тоски, ведь они оба предчувствуют скорую кончину.