Полные и неполные предложения упражнения. Тест "«Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс). Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .

А. С утра меня лихорадило.

Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)

В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)

Г. Из берёзовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. У грызунов нет клыков.

Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)

В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)

Г. Не скучайте.

3 . Найдите безличное предложение.

А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)

Б. К утру вьюга успокоится.

В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)

Г. Уходим завтра в поход.

4. Найдите назывное предложение.

А. Волной разбило лодку.

Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)

В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)

Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)

5. Найдите обобщённо - личное предложение.

А. Темнеет уже в долине.

Б. Мне не к кому было обратиться за советом.

В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

6. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Я вне себя.

Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)

В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)

Г. Поездку домой ожидали все.

7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)

А. Двусоставное

В. Односоставное определённо-личное

Г. Односоставное безличное

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными .

А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)

Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)

В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)

Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)

В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.

Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)

10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное

Б. Односоставное неопределённо-личное

В. Двусоставное

Г. Односоставное определённо-личное

12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.

А. Крепко пахло смородиной.

Б. За окнами мороз.

В. Как же снять?

Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.

13. Найдите назывное предложение.

А. Воздух горячий.

Б. Чуть-чуть сыровато.

В. Темный лес.

Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное

Б. Двусоставное, и односоставное безличное

В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное

Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное

15. Какое из данных утверждений является верным?

Неопределённо-личное предложение - это предложение…

А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;

Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;

В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

Григоренко Лариса Герасимівна,
вчитель російської мови та літератури вищої категорії
Краматорської загальноосвітньої
школи I-III ступенів №25 з профільним навчанням

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с неполными предложениями, умение различать полные и неполные предложения, находить неполные предложения в тексе, использовать их в диалоге и в составе сложных предложений; правильно интонировать и оформлять неполные предложения на письме, определять их стилистическую роль; воспитывать культуру речи.

ОБРАЩЕНИЕ К УЧЕНИКУ: Дорогой друг! Сегодня ты продолжишь изучение синтаксиса. Тебе предстоит познакомиться с предложениями, которые помогают нам при составлении диалога, сложных предложений. Такие предложения характерны для разговорного стиля.

Дерзай! У тебя все получится.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Изучи теоретический материал.

2. Выполни тренировочные упражнения и отправь их на проверку.

3. Сделай творческие задания.

4. Проверь себя. Пройди промежуточный тест и получи оценку. Помни, у тебя всего одна попытка!

В нашей речи, наряду с полными, употребляются и неполные предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения, главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге, например:

1) Чувствуете вы теперь боль?-Теперь очень небольшую.

2) Как тебя зовут?-Меня Аночкой.

Неполные предложения встречаются и во второй части сложных предложений, например:

1) Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.) - опущено сказуемое;

2) Если он хочет меня видеть, то подождет - опущены подлежащее и дополнение;

3) Все получали письма, а я не получал (Пауст.) - опущено дополнение

Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире, например: Летом светает рано, а зимой-поздно.

Ознакомься с таблицами.

Неполные предложения

Полными и неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения.

Двусоставные

Полные

Неполные

Трамвай идет?

Кто написал комедию Ревизор?

Идет!

Гоголь.

Односоставные

Определенно-личные

Кого ждешь?

Учителя.

Неопределенно-личные

О чем сообщили по радио?

О погоде на завтра

Безличные

Надо идти на стадион.

А мне сегодня не хочется.

Односоставные

Назывные

Густой , непроходимый лес.

Вот хвойный . Вот лиственный.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполни упражнения и отправь на проверку.

Упражнение 1.

Задание: Перепиши предложения. Поставь тире в неполных предложениях.

1) Оставляет ветка плод, оставляет пчелка мед, нивы золото зерна, золотой янтарь сосна, овцы тонкое руно, лозы пряное питье.

2) Потемнели сверху донизу липы, а в болотах осины и березы.

3) Весною светлый дождик брызнет, ударит гром и вслед за ним зеленым вспыхнет утро жизни и полдень ярко-золотым.

4) Береза роняет лимонные листья, осина красные с черными блестящими пятнами, ива зеленовато-желтые, дуб коричневые.

Упражнение 2.

Задание: Перестройте ответы так, чтобы они стали неполными предложениями. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Он ничего тебе про Катю не говорил II спросила Лида. Маня ответила II Он мне ничего про Катю не говорил.

2) Где же она будет жить II спросил Макар Макарович. Она будет жить у меня II сказала Марья Васильевна.

Упражнение 3.

Задание: Восстановите пословицы, подобрав продолжение из правой части. Спишите. Укажите, какой член предложения пропущен.

Упражнение 4. Творческая работа

Задание 1: Сопоставь русский и украинский тексты. Что общего в их построении? Что обеспечивает неполные предложения?

Привольем пахнет дикий мед,

Пыль-солнечным лучом,

Фиалкою-девичий рот,

А золото-ничем.

(А.Ахматова)

Мати наша-сивая горлиця,

Все до ії серденька гониться:

Золота бджола-намистиною,

Небо-праздничною хустиною,

Сивий дуб-прокуреним прадідом,

Білочка-мальованим пряником.

(Б.Олийнык)

Задание2: Составь и запиши диалог на тему «Работа в Интернете», целесообразно используя неполные предложения.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Прочитайте предложения:

Как тебя зовут?

Какие члены предложения пропущены во втором предложении?

а) определение;

б) дополнение;

в) глагол.

2. Неполные предложения часто употребляются:

а) в диалоге;

б) в описании предмета

3. Укажи в предложении с пунктуационной ошибкой:

а) В одном углу лежала картошка.

б) В другом капуста.

4. Укажи неполное предложение:

а) Нина несла кашу.

б) Витя - пустую кастрюлю.

5. В неполном предложении ставится:

а) тире;

б) запятая.

6. Можно ли восстановить в неполном предложении пропущенный член:

б) да.

Ключ: 1б,в, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. За каждый ответ – 2 балла.

УРОК № 29

Тема. Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

Цель: дать учащимся представление о полных и неполных предложениях; научить детей анализировать их структуру; развивать у них умение использовать неполные предложения в речи, правильно интонировать их и ставит знаки препинания; воспитывать у школьников интерес к культурным ценностям.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неполные предложения и осознают их роль в высказывании, анализируют их структуру, используют неполные предложения в речи, правильно интонируют их и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Практическая работа.

Спишите предложения, ставя, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, определите его вид (в том числе частей сложных структур).

Морозная тишина. Вечереет. Кто боится чего-то в лесу тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. (М. Пришвин) Правды не перехитришь. На сердитых воду возят. (Пословицы) И ненавидим мы и любим мы случайно. (М. Лермонтов) Спи мой мальчик птицы спят накормили львицы львят. (В. Брюсов) Плюшевые волки зайцы погремушки. Детям дарят с елки детские игрушки. (Кол. Симонов)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

Рассмотрите языковой материал, данный ниже. Понятен ли смысл без второй части сложного предложения?

Откройте для себя этот удивительный город!

(Из журнала)

- Вопросы и задания к тексту.

Чем отличается этот текст вот вторых описанный местности, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?

Какую роль играют в нем неполные предложения? Для чего они служат? Какой эффект создают?

Что такое обзорная экскурсия? Какова ее цель?

Прочитайте текст самостоятельно. Выберите один из пунктов прогулки и перескажите, используя неполные предложения.

Какое из описанный вам понравилось больше всего? Почему?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: - 133 (письменно); - 248 (письменно).

3. Подобрать материал к сочинению на одну из тем: «Любимый уголок Харькова», «Улица моего детства».

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Каково назначение неполных предложений в речи?

Вариант 1.

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена

Б. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным как имеющие в грамматической основе лишь один главный член предложения - сказуемое или подлежащее.

В. Главный член односоставного предложения по своим формам не зависит от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию.

Г. Предложения, в которых имеются два главных члена, являются односоставными.

Д. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица

  1. Найдите односоставные предложения.

А. Катя купила платье в подарок маме.

Б. Поздняя осень.

В. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Г. Во дворах жгут сухие листья.

Д. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

  1. Укажите определенно-личные предложения.

А. Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья.

В. Хоть бы чуточку подождали!

Г. На сколько, позвольте спросить, персон накрывать?

Д. Сумерки.

  1. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Мне не спится

В. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено.

Г. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?

Д. И пусть унесут фонари.

  1. Укажите безличные предложения.

А. Становилось темнее и свежее.

Б. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

В. Мне скучно.

Г. Младенца отнесли на гору.

  1. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Солдатами не рождаются

Б. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!

В. И за столом у них гостям носили блюда по чинам.

  1. Укажите названные предложения.

А. Расскажешь мне известья.

Б. Постелю тебе в саду под чистым небом

В. Три скамейки.

Г. Пускай меня объявят старовером.

Д. Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.

  1. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

Б. Нам было весело.

В. Принесешь четыре ведра воды.

Г. Девятая рота в пути.

Д. Вы смеете это говорить здесь.

  1. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. «Как тебя зовут?» - «Оля»

Б. «Ты куда?» удивленно спросила Маша.

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ответы к тесту:

Односоставные и неполные предложения.

Вариант 1.

  1. Б; Г
  2. А; Г
  3. Б; Д
  4. А; В
  5. А; Г
  6. В; Д
  7. А; Д

Ученицы 8 «б» класса

МОУ «Лицей №1»

Карпенко Ксении.