Правописание о е после шипящих примеры слов. Правописание гласныхо-е-ё после шипящих и ц. Почему надо помнить правило

1.1. Буква "о" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она находится под ударением в следующих случаях:

  1. В окончаниях существительных, прилагательных и в суффиксе наречий, например: плечо , большо й, горячо .
  2. В суффиксах -ок, -онок, -чонок, -онк(а), -онк(и), -овк(а), -об(а), -отк(а), -овщин(а) существительных, например: кружок , мыщонок , волчонок , мошонка , мелочовка , трущоба , трещотка , поножовщина . Исключение : учёба .
  3. В суффиксах -ов прилагательных , например: ежов ый, холщов ый.
  4. В существительных на -овка и -овник , образованных от прилагательных с суффиксом -ов , -ев , например: речовка (образвано от прилагательного речев ой), ножовка (образовано от прилагательного ножев ой), крыжовник (исключение). Но! Не стоит путать с существительными, образованными от глаголов, например: ночёвка (от глагола ночевать), кочёвка (от глагола кочевать).
  5. В суффиксах -охоньк прилагательных и наречий, например: свежохоньк о.
  6. На месте беглой гласной в существительных и прилагательных, например: поджо г (жгу), обжо ра (жрать), шо в (шва), смешо н (смешной), прыжо к (прыжка).
  7. В корнях слов, когда "о" не чередуется с "э", например: чо кнутый, шо рох, чо порный.
  8. В корнях заимствованных слов, например: джокер, мажор, джоуль, пижон, шорты, шоу, Джон, анчоус, харчо.

1.2. Буква "ё" после шипящей (ш, щ, ж, ч) под ударением пишется в остальных случаях, а именно:

  1. В окончаниях глаголов -ешь, -ет, ем, -ете, например: стрижёшь, печёте.
  2. В глаголах на -евывать, отглагольных существительных на -евывание, причастиях на -еванный, например: разжёвывать , разжевывание , разжеванный .
  3. В отглагольных существительных на -евка , например: кочевка (от глагола кочевать), ночевка (от глагола ночевать), тушёнка (тушить).
  4. В суффиксах -ер сужествительных, например: стажёр , ухажёр .
  5. В суффиксах -ённ и -ён причастий и отглагольных прилагательных, а так же образованных от них слов, например: запечённ ый, запечён , упрощённ ый, упрощён , упрощёнка, напряжённ ый, напряжён , напряжённ ость.
  6. На месте беглой гласной в глагольных формах мужского рода, например: сжё г (жгла), прочё л (прочла), ушё л (ушла).
  7. В корнях слов, к которым имеются однокоренные слова с буквой "е", например: жё лтый (желтеть), тяжё лый (тяжесть), пчё лы (пчела), счё т (счесть), жё ны (жена), решё тка (решето), щё лка (щель).
  8. В словах: чё м, почё м, нипочё м, причё м, ещё .

2. Правописание безударных о/ё:

2.1. Буква "е" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она безударная в следующих случаях:

  1. Если в однокоренном слове буква ё/о оказывается под ударением, например: же лтеть (жё лтый), шептать (шёпот).

2.2. Буква "о" пишется после шипящей (ш, щ, ж, ч), если она безударная в следующих случаях:

  1. В заимствованных словах, например: шо фёр, лечо , пончо , Шо тландия, шо колад, шо ссе, шо кировать.
  2. В словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, например: межо траслевой.

Выучить русский язык очень сложно. Что уж говорить об иностранцах, если даже носители не всегда помнят правило написания о/ё после шипящих – правило, которое очень часто приходится использовать в повседневной жизни.

Под ударением

В сильной позиции под ударением после букв ж, ш, щ, ч пишется «О», если:

  1. В окончании имени существительного или прилагательного, а также в суффиксе наречия, которое заканчивается на –о: ножом, шалашом, плечом, плащом; большой-большому, чужой-чужому; хорошо, горячо.
  2. В суффиксах существительных:
    • –ок: прыжок-прыжочек, крючок-крючочек, толчок, петушок, борщок;
    • –онок, -оныш: ужоныш, галчонок, мышонок, медвежонок, бочонок;
    • –онк(и), -онк(а): ручонка, распашонка, книжонка, брючонки;
    • –овк(а): мелочовка, чижовка, ножовка, плащовка, речовка – только в словах, произведённых от имени существительного и прилагательного. Не путать с отглагольными существительными типа "ночёвка"!
    • –об(а): чащоба, трущоба, но учёба (исключение);
    • -отк(а):трещотка, но чечётка (исключение);
    • -овщин(а): дедовщина.
  3. В суффиксах прилагательных -ов: парчовый, грошовый, ежовый, холщовый.
  4. В русских фамилиях, произведённых от кратного прилагательного, о или ё пишется в соответствии с традицией – так, как записано в документах: Чернышов и Чернышёв, Хрущов и Хрущёв, Калачов и Калачёв, Пугачёв.
  5. В суффиксах наречий и прилагательных –охоньк-: свежохонький, свежохонько.
  6. В существительных и прилагательных на месте беглого гласного «о»:
    • жрать – обжора, жор, прожорливый
    • жгла – ожог, изжога, поджог
    • шва – шов
    • княжны – княжон
    • мошна – мошонка
    • кишки – кишок
    • смешной – смешон; просторечные: страшный – страшон; должен – должон, нужен – нужон
  7. В корне слова, где буква «о» не чередуется с «ё» после шипящих и всегда находится под ударением: чокаться, чопорный, шоркать, шоры (шорник, шорный, зашоренный), шорох, вечор. Следует отдельно запомнить написание следующих имён собственных с буквой «о» после шипящих: Жостово, Печоры, Печора, Жора, Шолохов.
  8. Ещё одно правило гласных после шипящих касается заимствованных из другого языка слов. В них тоже пишется буква «о» под ударением: боржом, джонка, джокер, мажор, джоуль, пижон, форс-мажор, харчо, анчоус, капюшон, крюшон, корнишон, торшон, офшор, шорты, шоп, шоу. Иностранные собственные имена также пишется с буквой «о»: Джойс, Джон, Шоу, Чосер, Жорж и др.

Во других случаях после шипящих ж, ч, ш, щ в ударной позиции пишется буква «Ё»:

  1. В окончаниях глаголов –ёшь, -ём, -ёте: стрижёт, печём, толчёте, лжёшь.
  2. В несовершенных глаголах на –ёвывать и в образованных от них существительных и страдательных причастиях: размежёвывать – размежёвывание - размежёванный, выкорчёвывать – выкорчёвывание – раскорчёванный.
  3. В существительных, которые образованы от глаголов и заканчиваются на -ёвка: ночевать – ночёвка, растушевать – растушевка, лущить – лущёвка.
  4. В существительных с суффиксом –ёр: ретушёр, стажёр, дирижёр, тренажёр, ухажёр, массажёр.
  5. В страдательных причастиях, в отглагольных прилагательных с суффиксами -ённ- и -ён- и в производных от них словах: напряжённый – напряжён – напряжённо – напряжённость - напряжёнка; пропечённый – пропечён; размягчённый – размягчён; отрешённый – отрешён – отрешённо - отрешённость; жжёный - жжёнка; гружёный; печёный; тушёный - тушёнка; учёный - учёность; вощёный.
  6. Вместо беглого «о» в глаголах мужского рода прошедшего времени и в производных от них словах: жёг – зажёг – обжёг – пережёг – сжёг – поджёгший; прочёл – учёл; шёл – пришёл – ушёл.
  7. В корне под ударением после ж, ч, ш, щ пишется «Ё», если в однокоренных словах на этом месте пишется буква «Е»:
    • жёваный (жевать), жёлоб (желобок), жёлтый (желток), жёлудь (желудёвый), молодожён (жена), жёрдочка (жердь), жёсткий (жесть), тяжёлый (тяжесть);
    • бечёвка (бечева), вечёрка (вечер), почёт (честь), печёнка (печень), пчёлы (пчела), чёлка (чело), чёрный (чернь), чёрствый (черстветь);
    • дешёвый, дешёвка (дешевле), кошёлка (кошель), пшёнка (пшено), решётка (решето), шёпот (шептать), шёрстка (шерсть);
    • щёголь (щеголять), щёки (щека), щёлка (щель), щёлочь (щелочей), щёлкать (щелчок).
  8. В местоимениях в предложном падеже: что – о чём, на чём. В словах "ещё", "причём", "нипочём", "почём".
  9. В заимствованных словах, где под ударением гласный, отличный от русского «о»: Шёнберг, Шёнбрунн, жён-премьер.

Безударная позиция

Относительно правописания о/ё после шипящих правило гласит следующее:

  1. В некоторых заимствованных словах в безударной позиции пишется «о»: жокей, Джонатан, жонглёр, мажоритарный, мажордом, банджо, чонгури, лечо, ранчо, пончо, шовинизм, шоссе, шоколад, шофёр; шок – шокировать.
  2. В словах с приставкой меж- не под ударением также пишется «о»: межобластной, межотраслевой, межобщинный.

Теперь вы знаете правило - гласные после шипящих, их правописание больше не будет для вас проблемой.

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.

ПРАВОПИСАНИЕ Ё (Е) - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В корне слова, если можно подобрать проверочное слово с буквой е :

ч ё рт – ч е рти, беч ё вка – беч е ва (верёвочка)

В корне заимствованных слов

(в проверочных остаётся о ):

ш о колад, трещ о тка, трущ о ба, изж о га

без ударения : хорóш е го, си ´ тц е м

В окончаниях и суффиксах сущ. и прил. под ударением : больш ó й, девч ó нка

В суффиксах наречий без ударения : грóмч е . Исключение - ещ ё

В суффиксах наречий под ударением :

горяч ó

Беглое о

без ударения : серёж е к - серёжка

Беглое е в сущ. и кратких прил. м. рода под ударением : княж ó н - княжна

В глаголах: печ ё шь, размеж ё вывать

В суффиксе - ённ- (-ён-) причастий:

вооруж ё нный

В суффиксах отглагольных сущ.:

сгущ ё нка, туш ё нка, ноч ё вка, корч ё вка,

размеж ё вка, ретуш ё вка, коч ё вка, жж ё нка,

пуш ё нка, протяж ё нность, лущ ё нка,

отреш ё нность, напряж ё нка

кваш ё нка (кислое молоко)

НО кваш ó нка (сосуд)

Суффикс - ёр- в заимствованных словах: дириж ё р

Исключение: танц ó р

В словах, образованных от слова что:

прич ё м, нипоч ё м

Запомни: ож ё г руку – глагол

веч ё рка (газета)

камы ´ ш е вка - птица

ож о г руки – сущ.

веч ó р

Вот вам совет весёлый, бодрящий:

В корне слова после шипящей

Под ударением слышится что?

Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор –

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши:

В рифмовку входит – О пиши.

Запомни слова с Ё

Пишем Ё в словах: дешёвка,

Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,

Печёнка, тушёнка и дирижёр.

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

существительных

С неба падает снеж..к.

С белой крыш..й и крыльц..м

Дом нам кажется дворц..м.

А теперь, дружок, внимание:

В суффиксах и окончаниях

На краешке слова, в самом конце,

После шипящих и после Ц

Под ударением пишется О,

Е – безударная, только всего.

А теперь потренируйся:

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,

А глупый король не возьмёт никак в толк,

В чём слёз тех причина и что за беда.

И мечется бедный туда и сюда.

Придворные ш..потом держат совет,

Ведь явных причин для истерики нет.

Быть может, растрёпана ч..лка,

А может, ужалила пч..лка?

Принцесса на ухо шепнула врачу:

Крыж..вника ж..лтого очень хочу.

Все в ш..ке и держат семейный совет –

Крыж..вника ж..лтого в городе нет.

В чащ..бу лесную гонец поскакал,

За речкой крыж..вник он вдруг увидал.

По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,

Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.

Принцесса, надев шерстяной капюш..н,

Гонца ожидая, взошла на балкон.

Из ч..рного леса примчался гонец,

Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.

Король восхищ…н, он без памяти рад.

На блюде гонцу он несёт ш..колад.

И в щ..чку принцесса целует его.

Король промолчал, не сказал ничего.

Диктант

ЧОпорный чЁрт в чЁрной шЁлковой одежОнке сидел на жЁстком диване и пил дешЁвый жЕлудёвый кофе, изредка чОкаясь со своим отражением в тяжЁлом глянцЕвитом самоваре, стоящем на парчОвой скатерти шОколадного цвета. Чёрт был большОй обжОра и, несмотря на изжОгу и больную печЁнку, объедался крыжОвником со сгущЁнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чЁрт, молодцЕвато встряхнув чЁлкой, пустился танцЕвать чечЁтку. ЦОканье его копыт было столь сильным, что в цОкольном этаже думали, что наверху гарцЕвала лошадь. Однако чЁрт был не очень искусным танцОром и, совершив один не совсем удачный скачОк, врезался в самовар и обжЁг свой пятачОк, покрытый мягкой шЁрсткой. ОжОг был очень тяжЁл. ОгорчЁнный чЁрт куцЕй овцОй бросился к бочОнку с мочЁными яблоками и сунул в него обожжЁнный пятачОк. «Правду говорят, что небережЁного Бог не бережЁт», - чЕртыхнулся чЁрт чЕртовской пословицЕй.