Школьники умирают на уроках физкультуры. Учитель физкультуры: “Смертность будет только увеличиваться”. Новокрещенов Илья Владимирович, директор московской школы «Покровский квартал»

Напомним, на днях министр образования и науки Ольга Васильева — за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли 211 школьников. Действительно, сообщения о гибели учащихся во время занятий в последнее время появляются в лентах новостей регулярно. Петербургские эксперты считают, что «ком внезапных детских смертей» будет только нарастать, если ничего не менять в школьной медицине и отношении самих родителей к здоровью детей. Так, одна из главных проблем - возвращение медиков в школьные медкабинеты. По словам директора петербургского лицея №369 и члена регионального штаба ОНФ Константина Тхостова, такую задачу поставил перед Минздравом президент РФ Владимиром Путиным, но она до сих пор не выполнена.

Задача поставлена, и надеюсь, скоро мы перестанем получать приходящих медсестер и педиатров, а свет в окнах детского сада и школы будет зажигаться одновременно со светом в окнах медкабинета, - сказал Константин Тхостов. - На мой взгляд, медик должен приходить в образовательное учреждение первым и уходить последним.

По словам директора лицея, действующие до сих пор нормативы, когда на 1000 учеников полагается 1 врач, а на 600 детей — 1 медсестра, устарели. К тому же дети проводят в школах большую часть времени, посещая не только уроки, но и внешкольные занятия и секции во второй половине дня.

Также по мнению специалистов, к трагедиям в спортзалах нередко приводит отсутствие информированности педагогов о состоянии здоровья детей, а иногда и самонадеянность родителей. Как рассказал Константин Тхостов, сегодня школы не имеют права требовать медицинскую карту ребенка в качестве обязательного документа при зачислении в 1-й класс, при этом часть родителей сознательно скрывают от учителей состояние здоровья детей.

Педагогу абсолютно не нужны диагнозы, но ему нужно знать все противопоказания, - объясняет директор лицея. - В частности, если мы говорим об учителе физкультуры. Он должен четко понимать, для кого какая нагрузка допустима. Пусть врачебная тайна останется тайной, но скажите нам, что можно делать, а что нельзя.

При этом директор Института здоровья и реабилитологии НГУ им. П.Ф.Лесгафта Андрей Калинин отмечает, что нередко сталкивается с тем, что родители сами готовы рисковать здоровьем своих детей.

Я принимал участие во многих врачебно-контрольных комиссиях, на которых мы обсуждали вопросы допуска ребенка к занятиям спортом. Выяснялось, что выявлены сахарный диабет или сердечные аномалии, и тогда мы ставили вопрос: «А можно и нужно ли ему заниматься выбранным видом спортом?». В 99% случаев родители не слышат врачей и настаивают, чтобы ребенок занимался тем, чем они решили. Зачастую это неадекватное восприятие своих детей, родители видят в них звезд. Это большая ошибка, - считает Андрей Калинин.

Кроме того, по словам директора Института здоровья и реабилитологии, не все проблемы со здоровьем, в том числе заложенные на генетическом уровне, можно выявить при обычной диспансеризации, а любые физические нагрузки - будь то кувырок вперед или прыжки с места - своего рода провокаторы проявления до сих пор вялотекущих патологических процессов в организме.

У нас в университете есть центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей, где мы в том числе проводим генетические анализы состояния опорно-двигательной системы. И выявляем большой процент детей с высоким риском травматизации. По сути, это генетический дефект, который передается из поколения в поколение.

Еще одной важной проблемой в школьной медицине специалисты считают невозможность в случае возникновения нештатной ситуации оказывать первую медицинскую помощь.

Любая медпомощь ребенку на сегодня оказывается с информированного согласия его законного представителя, - говорит Константин Тхостов. - Я не совсем понимаю, почему нужны информированные согласия для оказания первой медпомощи. Пока едет «Скорая», упускается самое дорогое - время. Подчас трагедии происходят из-за неоказания элементарной первой помощи ребенку или из-за отсутствия медика на рабочем месте.

По словам директора лицея №369, активисты Общероссийского народного фронта третий год добиваются возвращения в педагогические вузы программ по медицинской практике. Между тем, как рассказал Андрей Калинин, специалистам, которых выпускает сегодня университет им. Лесгафта, даются все необходимые знания, связанные с особенностями развития детей и оказания им первой медпомощи.

Доктор Питер

Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему на самом деле умирают школьники и как это предотвратить - в материале НГС.НОВОСТИ.

1. Что случилось?

Сегодня днем Красноярск потрясла шокирующая новость - ребенок внезапно скончался во время урока физкультуры в школе № 12 на Щетинкина. По информации Следственного комитета, 10-летнему мальчику стало плохо во время бега, ребенок упал и потерял сознание. Первую помощь ему оказывал школьный медработник, следом на место была вызвана бригада «скорой помощи». Однако, несмотря на усилия медиков, мальчик скончался. Предварительная причина смерти - проблемы сердечно-сосудистой системы . Точную причину покажет экспертиза.

2. Масштаб проблемы

По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.

«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.

Только в Красноярске за текущий год в СМИ просочилась информация о гибели трех школьников. В мае 12-летняя школьница бежала по школьному стадиону и резко упала лицом вниз . Со стороны это было похоже на остановку сердца - девочка даже не выставила вперед руки. Позднее стало известно, что ребенок погиб от заболевания желудочно-кишечного тракта .

Месяц назад при похожих обстоятельствах погиб 13-летний подросток из Ачинска. Школьнику стало плохо на уроке физкультуры, его увезли в больницу, но спасти не смогли. Позднее стало известно, что у мальчика был порок сердца и освобождение от занятий. «Ему сказали просто идти пешком, а он побежал и упал. Сердце остановилось », - рассказали одноклассники.

Также известны случаи и гибели учителей - в феврале в красноярской школе преподаватель умер во время уроков в 8-м классе .

3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?

Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.

«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.

«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.

4. Что говорят учителя?

Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников абсолютно посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.

«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне говорят, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.

Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.

«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.

5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?

Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.

6. Каким образом проходят медицинские осмотры?

Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.

7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех

Как пояснила НГС.НОВОСТИ Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.

В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.

Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.

Например, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.

8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре

Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в результате осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.

В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.

9. Как не умереть на уроке физкультуры?

В целом заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и вообще не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.

Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.

По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.

Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему в действительности умирают школьники и как это предотвратить - в материале. 1. Что случилось?

2. Масштаб проблемы

По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.

«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.

3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?

Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.

«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.

«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.

4. Что рассказывают учителя?

Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников вообще посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.

«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне рассказывают, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.

Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.

«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.

5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?

Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.

6. Каким образом проходят медицинские осмотры?

Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.

7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех

Как сообщила Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.

В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.

Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.

Скажем, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.

8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре

Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в итоге осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.

В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.

9. Как не умереть на уроке физкультуры?

В основном заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и в целом не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.

Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.

По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.

© ИСТОЧНИК ngs24.ru/news/ - "НГС.НОВОСТИ"

16 апреля в школе Екатеринбурга во время первого урока физкультуры . После пробежки трех кругов преподаватель дал команду восстановить дыхание, и девочки шли шагом. Одна из них неожиданно упала лицом на пол. Учитель подбежал, перевернул ее лицом вверх, увидев, что ей плохо, вызвал скорую помощь. "Неотложка" прибыла через 15 минут, но ребенок скончался до прибытия медиков.

3 декабря в Йошкар-Оле в спортзале гимназии имени Сергия Радонежского во время урока физкультуры , конструкция которых не предусматривает возможность сделать их неподвижными. В результате девочка получила тяжелую травму головы, несовместимую с жизнью. Прибывшая на место происшествия бригада скорой помощи констатировала ее смерть.

20 сентября ученик восьмого класса в школе на Лукинской улице на западе Москвы. Мальчику стало плохо во время эстафеты, его доставили в больницу, но спасти ребенка не удалось. В качестве причины смерти назывались проблемы с сердцем. Родственники ребенка отмечали, что он не страдал заболеваниями, которые могли бы повлечь остановку сердечной и дыхательной деятельности из-за физических нагрузок.

В конце сентября на уроке физкультуры в школе села Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области . Прокурорская проверка показала, что девочка дважды (в марте и мае 2012 года) проходила обследование в Нововоскресеновской участковой больнице. По рекомендации медиков, она должна была заниматься спортом в специальной группе, но врачи не разъяснили должным образом ребенку, что ей противопоказаны серьезные физические нагрузки.

17 апреля 15-летний учащийся средней школы города Орла , проходившем на открытом воздухе. Преподаватели вызвали "скорую помощь", в машине которой подросток скончался, не приходя в сознание.

11 октября в одной из школ Екатеринбурга десятилетняя ученица четвертого класса. После разминочной пробежки по спортзалу девочка почувствовала себя плохо и через непродолжительное время после этого скончалась. Девочка в спецгруппе по физкультуре в связи с какими либо заболеваниями не состояла. Ее .

22 сентября в поселке Хотынец Орловской области во время урока физкультуры . От полученных травм она скончалась.

19 марта из средней школы поселка Знаменский Ивантеевского района Саратовской области была госпитализирована ученица шестого класса с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибами, полученными на уроке физкультуры. 22 марта девочка скончалась в районной больнице.

9 марта в оренбургском селе Днепровка после бега на лыжах на уроке физкультуры скончался больной патологией сердца пятиклассник. В качестве разминки 11 учеников должны были пройти два три круга на лыжах. Потерпевший прошел 400 метров, и ему стало плохо. Учитель на руках донес ребенка в школу, где тот потерял сознание. Приехавшая бригада врачей "скорой помощи" констатировала смерть ребенка. Согласно результатам судебно медицинского исследования, причиной смерти мальчика стала острая сердечная недостаточность.

В школе отсутствовал медицинский кабинет и не было медработника, в связи с чем учащиеся были необходимую первичную медицинскую помощь. Погибший мальчик был допущен к занятиям физкультурой, несмотря на то, что ему был поставлен диагноз "порок сердца".

17 февраля во время урока физкультуры один из учеников средней школы в Омске после занятий на турнике потерял сознание . Несмотря на попытки оказания ему медпомощи силами школьной медсестры и вызванной бригады "скорой помощи", 17-летний подросток скончался.

19 января 17-летний студент профтехучилища в Подмосковье скончался на уроке физкультуры . Молодому человеку стало плохо, он потерял сознание. Несмотря на проводимые преподавателем и прибывшим по вызову врачом "скорой помощи" реанимационные мероприятия, учащийся умер. Причиной смерти подростка стал врожденный порок сердца. В 2004 году он перенес операцию.

15 ноября в Елизаветинской станице города Краснодара 17-летний учащийся школы после занятий физкультурой скончался в раздевалке . Потерпевший страдал врожденным пороком сердца, о чем было известно работникам школы, в связи с чем приказом директора школы он был освобожден от занятий физической культурой.

9 сентября в гимназии города Туапсе во время урока физкультуры скончался 16-летний школьник. По данным следствия, ученик страдал врожденным пороком сердца. Мать школьника принесла справку в школу накануне, был подписан приказ об освобождении ученика от уроков физкультуры. Утром учитель еще не видел этого приказа, поэтому допустил мальчика к занятию.

18 декабря учащийся первого класса школы города Зеленоградска Калининградской области потерял сознание во время разминки на уроке физкультуры и умер в машине "скорой помощи" по пути в больницу.

21 мая ученица пятого класса калининградской школы умерла во время урока физкультуры . Еще во время разминки девочка почувствовала себя плохо, однако продолжила упражнения.

3 февраля в одной из школ Архангельска во время урока физкультуры умер семиклассник . Трагедия произошла в самом начале урока, когда ребята только начали разминку и двигались шагом по спортивному залу. Неожиданно мальчик упал и потерял сознание. Вызванная бригада "скорой помощи" не смогла спасти подростка. Некоторое время до этого мальчик состоял на диспансерном учете по поводу легочного заболевания.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости