Значение слова идиллия. Словарь литературоведческих терминов Что такое Идиллия, что означает и как правильно пишется Что такое идиллия определение

Что такое идиллия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Безмятежность, счастливое существование (или сосуществование), безоблачность отношений, полное отсутствие тревожных ощущений - вот что такое идиллия в общем понимании этого слова. Но наряду с этим толкованием существуют еще другие определения. Значение слова "идиллия" используется в нескольких категориях. В живописи это миниатюрная картина из сельской жизни, пасторального или буколического характера. В литературе "идиллия", это примерно то же самое - описание благостных сюжетов из безмятежной жизни деревенских влюблённых или семейной пары. При этом подобные картины, как правило, носят долговременный характер, могут продолжаться годами и даже десятилетиями, поскольку слово "идиллия" выражает состояние души человека, к которому нужно стремиться. При этом также случаются разочарования, но они небольшие и значения не имеют.

Идиллия - это эпос, лирика или драма

В фольклорном искусстве, всегда найдется место для талантливых литераторов, художников и музыкантов. Поэтому терминология не всегда имеет значение. Что такое идиллия в литературе классической? Идиллические сценки писатель вставляет в повествование, как редкое украшение, и эти фрагменты действительно облагораживают роман, повесть или даже небольшой рассказ.

Заметные примеры идиллии в литературе немногочисленны, но характерны. Бессмертное произведение Н. В. Гоголя "Мертвые души" содержит (первая книга, вторая глава) великолепный сюжет на эту тему. Писатель обратился к сентиментальности и романтизму, сделал их основой главы о помещике Манилове, к которому в ходе своего путешествия заехал Чичиков.

в средней полосе России

Вся усадьба Манилова буквально пронизана идиллическими устоями, но, к сожалению результат достаточно фальшивых устремлений помещика. Да и вся жизнь его какая-то искусственная, обустроенная по принципу "так надо, так принято в высшем обществе". Помещик время от времени выезжает в город, "дабы увидеться с людьми образованными", при том, что он никому там не интересен. В силу своей ограниченности Манилов не видит и не чувствует пренебрежения со стороны городских "визави", и он счастлив от общения с едва знакомыми людьми, в этом заключается его собственная идиллия.

Возвращению помещика в усадьбу сопутствует его предвкушение встречи с родным домом, а главное, с "великолепным английским парком", разбитым на видном месте. Парк поражает неухоженностью и запущенностью, "английские газоны" - это неровно подстриженный грубый дерн, несколько кривых клумбочек и десяток жалких березок, которые так и не принялись. Тем не менее, помещик счастлив, и так происходит потому, что у человека есть идиллия, пусть хоть и придуманная.

"Супружеские отношения"

Однако есть у Манилова и "свет в окошке". Его отношения с супругой, которую он называет не иначе как "Лизанька", вполне соответствуют идиллическим нормам. Налажено взаимопонимание на том минимальном уровне, который позволяет иногда пошутить, вместе пообедать и даже поцеловаться за вечерним чаем. Эти отношения далеки от идеальных, но вполне соответствуют идиллическим.

Старосветские помещики

Одно время русская литература тяготела к описаниям размеренной сельской жизни, патриархального существования деревенской семьи. Идиллическое существование старого помещика Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены Пульхерии Ивановны, как нельзя лучше описано в повести Гоголя "Старосветские помещики". Взаимная любовь, которую ничто не омрачало на протяжении всей жизни, постепенно превратилась в однообразную череду дней. Единственным развлечением старика было подойти к жене с суровым видом и до полусмерти напугать ее рассказом о какой-нибудь войне. После этого оба шли ужинать. В "Старосветских помещиках" дан ответ на вопрос о том, что такое идиллия в отношениях. Добавить тут нечего.

Идиллия имеет одно характерное свойство - она никогда не переходит в другие формы. И когда Пульхерия Ивановна умерла, жизнь Афанасия Ивановича тоже закончилась, хоть он и прожил еще пять лет, вернее перетерпел их, каждый день мечтая об уходе в мир иной, дабы встретиться, наконец, с любимой женой. Вот что такое идиллия, в настоящем понимании этого слова.

Анна Каренина

Произведение русского писателя Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" - пример идиллии особого свойства. Жизнь и смерть, две абсолютно противоположные категории, преподносятся Толстым, как алогичный пример. Идиллия, или "гармония", иногда принимает довольно причудливые формы. Несколько сюжетов, описанных Л. Н. Толстым в романе, касаются влюбленных людей, которые стараются соединиться. Однако, едва они начинают жить вместе и до идиллии в отношениях остается один шаг, обязательно все извращается.

Ссоры и недопонимание, однако любовь по-прежнему жива, и даже становится сильнее. На авансцену, тем не менее, уже выходит смерть. И роль ее, ни много ни мало, заключается в идиллическом выравнивании ситуации, безысходной и трагичной. Вронский живет без интереса, он рано или поздно погибнет на дуэли или от несчастного случая. Левин боится ходить с ружьем, так как чувствует соблазн в том, чтобы застрелиться. Главная и вовсе бросается под поезд. В трактовке Льва Толстого, идиллия - это драма, даже если такое объяснение идет вразрез с логикой и

Поэт Осип Мандельштам

В поэзии Мандельштама присутствует явное стремление к идиллии. Другое дело, что ни одно его стихотворение до конца не бывает умиротворенным, а этот признак как раз и определяет степень безмятежности литературного произведения. Идиллическими можно считать только отдельные строки из стихов поэта:

"...не унывай, садись в трамвай, такой пустой, такой восьмой..."

Тема умиротворяющая, звучание двустишия успокаивающее. Это идиллия Мандельштама. Поэт всю свою жизнь следовал непреложному правилу - "не унывай". Он искренне старался понять причины измены своей жены Лили Брик, но так ничего и не уразумел. Тем не менее, уже позднее, поэт принял ее связь с Владимиром Маяковским как своего рода идиллию, неотвратимую и грандиозную. Ревность, чувство оскорбленного достоинства померкли перед величием термина. На том и порешили. Вот и выходит, что идиллия - это лирика, любовь и преданность.

Тем не менее, эта история закончилась трагично, Маяковский покончил с собой из-за неразделенной любви. И тут уже выходит на сцену трактовка понятия "идиллия" в духе Льва Николаевича Толстого - "любовь и смерть". По сути, значение слова "идиллия" в чистом виде предполагает что-то хорошее, доброе, а главное, приятное. Но, как видим, иногда оно носит печать трагичности.

Буколика

Наиболее идиллические картины отражаются в двух жанрах, как в литературе, так и в изобразительном искусстве, - это пасторальные сюжеты и буколика. Истинное умиротворение можно ощутить только на природе, среди цветущих лугов, прозрачного озера, грибного леса и многих других, окружающих нас ландшафтных достопримечательностей.

Буколика - поэтическое изображение жизни пастухов и пастушек. Буколическая история обычно начинается с восходом солнца, когда со всей деревни сгоняется скот на пастбище. При этом не прослеживается никаких признаков цивилизации, пастух, как правило, босоногий, в руках кнут, на плече холщовая сумка с караваем хлеба. Больше ничего и не нужно, помидоры, огурцы и прочие овощи можно сорвать с любой деревенской грядки по пути. Картина предельно простая, даже примитивная. Но в ней заложено главное - единение с природой. Стадо коров или овец, равно как и другого скота, выводится на пастбище на целый день, до заката солнца. Затем стадо во главе с пастухом возвращается в деревню, и каждая корова идет в свой дом.

Дудочка, прародительница флейты

Долгий летний день проходит медленно, пока скот щиплет траву, пастушок старается чем-либо заняться. Вот тут-то и начинается буколический сюжет, многие элементы народного творчества вышли именно из пастушьих выдумок.

Например, такой инструмент симфонического оркестра, как флейта, исторически появилась на лугах и пастбищах. Начиналось все с дудочки из бузины, вырезанной пастушком и ожившей в его руках. Позже пастухи научились делать свирель, более сложный инструмент, который уже можно было назвать музыкальным. Из свирели извлекались звуки, близкие нотам, хотя и без полутонов. Пастухи подбирали на слух простейшие мелодии и повторяли их сотни раз, пока те не запоминались. Так родился музыкальный фольклор.

Пирожки как искусство обольщения

Поскольку в пастухи шли молодые парни, то дудочки не спасали их от одиночества. И так уж повелось на Руси - "где пастушок, там и пастушка".

В те далекие времена, деревенский пастушок считался завидным женихом. И расторопные матери, у которых были дочки на выданье, времени не теряли. Девушка укладывала только что испеченные матушкой пирожки в лукошко и отправлялась в путь. К полудню она приходила на выпас и угощала своего избранника. Кто не будет рад пирожкам и красивой девушке? Бывало, что дивчина задерживалась, и они с пастушком просыпались только под вечер, в тени старого дуба. А уж затем, по осени, игрались свадьбы.

Пастораль

Литературные произведения, проза, поэма, ода, эссе... Целый пласт русской культуры, идиллия повествовательного жанра! Пасторальной также может быть музыка, симфонии, арии и другие классические произведения. В отличие от буколики, пастораль не включает в себя пастушеских сюжетов, в основе чаще всего лежит сельская жизнь, размеренная и неторопливая. Также в пасторальном жанре может изображаться природа, пейзажи с участием крестьян или без них, но в любом случае тематика живописных полотен, литературных произведений и музыкальных шедевров с изображением людей на фоне природы, полей, лугов, лесов и рек - это, по сути, и есть пасторальный жанр. При этом в сюжете обязательно должны участвовать животные, овечки, ягнята, козочки.

Скатерть на траве

Излюбленной темой художников, пишущих пасторальные картины, является "загородный пикник", на котором, обычно, изображаются представители высшего общества, выехавшие на природу с семьей или друзьями. Часто рядом с ними находятся любимые охотничьи собаки, которые существенно разнообразят сюжет. На траве расстелена скатерть, уставленная бутылками и тарелками с угощением. Таким образом, становится понятным, что идиллия - это всеобъемлющий и достаточно масштабный. Как и любое другое направление, предполагающее наличие у художника таланта.

Понятие "идиллия" - это что-то незабываемое, под впечатлением от романов, опер, симфоний в этом жанре остаются взрослые и дети, простые люди и интеллектуалы. Каждый человек восприимчив к настоящему искусству, и все понимают, что любая история имела когда-то свое начало и продолжение, а также конец, а вот как эта история преподносится сегодня, это уже другой вопрос. Идиллия - это что-то особенное, неповторимый художественный жанр.



ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ

(этим. см. предыд. слово). 1) название поэтических произведений, воспевающих простую жизнь пастухов, рыбаков, поселян, полную чистоты и невинности. 2) простая, мирная жизнь.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИДИЛЛИЯ

1) жизнь простая, полная мира, любви и нежности, без тяжелых забот и борьбы; 2) картина, на которой изображается сцена мирной, счастливой жизни из быта поселян, далеких будто бы от забот и борьбы; 3) поэтическое произведение в этом же роде, когда действительность прикрашивается и даже искажается в угоду чувствительности и сентиментальному прекраснодушию.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИДИЛЛИЯ

1) сельская картина, рисующая в привлекательных красках сцены из жизни и быта простых классов народа; 2) подслащенная действительность.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ИДИЛЛИЯ

[гр. eidyllion ] - 1) лит. поэтическое произведение, изображающее счастливую, безмятежную жизнь на лоне природы; 2) мирная, счастливая, гармоническая жизнь, преимущественно на лоне природы.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Иди́ллия

(гр. eidyllion)

1) одна из форм буколики, существовавшая в античной поэзии и развивающаяся в европейской литературе; рисует эпизоды или обстановку мирной, нередко семейной жизни на лоне природы, уделяя особое внимание описанию счастливых любовных переживаний;

2) перен. мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омрачаемое существование (обычно ирон.).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Идиллия

[или ], идиллии, ж. [греч. eidyllion – картинка ] (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Идиллия

и, ж. (фр. idylle греч. eidyllion).
1. Жанровая разновидность буколики : поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы.
|| Ср. пастораль .
2. перен. , ирон. Мирное, счастливое существование. Семейная и .
Идиллический - являющийся идиллией 1, 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИДИЛЛИЯ" в других словарях:

    АНТИЧНАЯ. Термин «идиллия» (eidyilion, уменьшительное от eidos вид, как технический музыкальный термин песенный лад) означает по одному толкованию «картинку», по другому, более правдоподобному, «песенку», в древности не покрывал собой… … Литературная энциклопедия

    - (от греческого слова эйдиллион, буквально маленькаякартина). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Идиллия - (Анапа,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: ул Черноморская 14, Анапа, Россия … Каталог отелей

    Эклога, пастораль Словарь русских синонимов. идиллия сущ., кол во синонимов: 2 пастораль (1) экло … Словарь синонимов

    - (греческое eidyllion картинка, уменьшительное от идея), поэтический жанр (в античности вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И.В. Гете). В переносном… … Современная энциклопедия

    - (греч. eidyllion) поэтический жанр (в античности вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле мирное беззаботное существование… … Большой Энциклопедический словарь

    - [или], идиллии, жен. (греч. eidyllion картинка) (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Живущая спокойно, безмятежно и счастливо. Вид поэзии. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

    ИДИЛЛИЯ, и, жен. 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. перен. Мирное, счастливое существование (часто ирон.). | прил. идиллический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Жен. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический, к сему роду словесности относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • Идиллия - I Иди́ллия (греч. eidýllion) мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда - в ироническом смысле). II Иди́ллия (греч. eidýllion) одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики (См. Буколика)). Большая советская энциклопедия
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ ж. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический к сему роду словесности относящ. Толковый словарь Даля
  • идиллия - -и, ж. 1. лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. 2. ирон. Мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омрачаемое существование. Малый академический словарь
  • идиллия - [или], идиллии, ж. [греч. eidyllion – картинка] (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  • ИДИЛЛИЯ - ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - поэтический жанр (в античности - вид буколики) - изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически). Большой энциклопедический словарь
  • идиллия - орф. идиллия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • идиллия - сущ., кол-во синонимов: 2 пастораль 1 эклога 4 Словарь синонимов русского языка
  • идиллия - идиллия I ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики. II ж. Безмятежное, счастливое существование. Толковый словарь Ефремовой
  • идиллия - Идиллия, идиллии, идиллии, идиллий, идиллии, идиллиям, идиллию, идиллии, идиллией, идиллиею, идиллиями, идиллии, идиллиях Грамматический словарь Зализняка
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ -и; ж. [греч. eidyllion - картинка]. 1. Лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. Читать идиллии и эклоги. 2. Мирное безмятежно-счастливое существование. Домашняя и. Предаваться идиллии. ◁ Идиллический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  • идиллия - ИД’ИЛЛИЯ [или], идиллии, ·жен. (·греч. eidyllion - картинка) (·книж.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Толковый словарь Ушакова
  • идиллия - иди́ллия через нем. Idylle (получило распространение в XVIII в. благодаря Эв. Клейсту и Гесснеру; см. Шульц–Баслер I, 281) или франц. idylle из лат. idyllium от греч. εἰδύλλιον: εἶδος "вид, образ". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Значение слова идиллия

    идиллия в словаре кроссвордиста

    идиллия

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    идиллия

    ж. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический, к сему роду словесности относящ.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    идиллия

    (или), идиллии, ж. (греч. eidyllion - картинка) (книжн.).

      Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.).

      Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    идиллия

      Поэтическое произ-ведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы.

      перен. Мирное, счастливое существование (часто ирон.).

      прил. идиллический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    идиллия

      ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики.

      ж. Безмятежное, счастливое существование.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    идиллия

    ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).

    Идиллия

    Иди́ллия - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом εἰδύλλιον пользовались схолиасты , толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита.

    В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с « пасторалью » и « буколиками »; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары (« Старосветские помещики » Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

    Примеры употребления слова идиллия в литературе.

    Изобретенная Феокритом в его идиллиях , усовершенствованная Вергилием в стихотворениях, называемых эклогами или буколиками, пастораль, в сущности, является обменом реплик между двумя или более персонажами на лоне природы с обычным обращением к неувядаемой теме любви.

    Подобная идиллия могла бы продолжаться и дальше, но однажды Верка допустила оплошность - поддавшись на уговоры Игоря Игоревича, вместо одного стакана поднесла ему целых два.

    И все же: каковы бы ни были зигзаги в отношениях между обоими дворами, какие бы ни происходили подъемы и спады в межфамильной идиллии - при всех обстоятельствах кайзер был для Романовых кузеном, премилым и презабавным Вилли, пусть непутевым и иногда угрожающе ералашным, но все-таки свояком.

    Потом в маленьком уютном коттеджике зазвонит телефон, разрушая отпускную идиллию .

    Ее не сыщешь в устроенье сот, В идиллии пчелиных медосборов, В мелодиях аркадских пастушков.

    Поэма вышла собранье разрозненных ощущений, нежных элегий, колких эпиграмм, картинных идиллий , и, по прочтенье ее, наместо всего выступает тот же чудный образ на все откликнувшегося поэта.

    Эта идиллия продолжалась до ближайшей станции, куда одиннадцатая рота приехала с котлом, вычищенным до блеска.

    Шекспира на гуманистические и просвещенческие ожидания, на грядущую пастушескую идиллию Руссо, на еще не написанную утопию Гельвеция, на всю культуру самообольщения и самообмана.

    Вакитока тихонько заурчала сквозь сон, Пырь свернулся в клубочек у нее под боком, и Геку жалко стало разрушать идиллию .

    Воробьи на ранетке чирикают, кот с заборчика жадно хочет нарушить птичью идиллию .

    Скоропалительная, рукодельная утопия, смахивающая на блаженную идиллию , дает трещину, А ведь в намеке проблема преодолима, если сделать упор на этическое, духовное содержание коммунизма, не превращать мечту о нем в фантазии об остановленном времени, о чуде с кисельными берегами.

    Я оставался под столом, когда со свечами вернулась бабушка, подобно гневному архангелу узрела в пламени свечи Содом, признала в пламени свечи Гоморру и с задрожавшими в ее руках свечами подняла крик, устроила скандал и, назвав все это свинством, положила конец идиллии о том, как прогуливается Рюбецаль по Исполиновым горам, потом, расставив свечи по блюдечкам, достала карты из буфета, кинула их на стол и, попутно утешая все еще хнычущего Стефана, провозгласила вторую часть праздника.

    Гораций способствовал этой тяге к сельскому покою, а Тибулл поэтически связал сельскую идиллию с любовной.

    Там царила настоящая идиллия : тройняшки дружно налегали на сладенькое, а Мелифаро задумчиво пялился на сие чудесное зрелище.

    Джойс - индивидуалист, урбанист и космополит, сознающий ирландские истоки своего творчества и ценящий их, однако трезво отказывающийся возводить их во вселенский идеал, устраивать из национальной истории и народного быта идиллию и утопию.

    Татарские женские имена. Словарь значений

    ИДИЛЛИЯ

    Живущая спокойно, безмятежно и счастливо. Вид поэзии.

    Фразеологический словарь русского языка

    Идиллия

    Аркадская идиллия - спокойная, размеренная жизнь

    Словарь Ефремовой

    Идиллия

    1. ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики.
    2. ж. Безмятежное, счастливое существование.

    Энциклопедический словарь

    Идиллия

    (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).

    Словарь Ушакова

    Идиллия

    иди ллия [или], идиллии, жен. (греч. eidyllion - картинка) (книж. ).

    1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит. ).

    2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон. ).

    Словарь Ожегова

    ИДИ ЛЛИЯ, и, ж.

    1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы.

    2. перен. Мирное, счастливое существование (часто ирон.).

    | прил. идиллический, ая, ое.

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    Идиллия

    И, ж.

    1. Поэтическое произведение, рассказывающее о тихой сельской жизни среди пастухов и пастушек.

    2. перен. Мирная спокойная жизнь.

    * Безмятежней аркадской идиллии закатятся преклонные дни... (Н. Некрасов). *

    || прил. идиллический , -ая, -ое.

    * Идиллическая картина. *

    Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

    Идиллия

    , и , ж.

    1. Поэтическое произведение, изображающее безмятежную жизнь на лоне природы.

    2. Мирная спокойная жизнь, близкая к природе.

    * Идиллия нынче не в моде, и я сам вовсе не люблю ее . // Чернышевский. Что делать //*; В эти дни он [Никитин] принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии . // Чехов. Учитель словесности // *

    Античный мир. Словарь-справочник

    Идиллия

    (греч. eidyllion - картинка)

    в др.-гр. лирике стихотв., содержащее закон, бытовую сценку или живописную пейзажную зарисовку. Понятие И. впервые встречается в лит. обиходе в I в. до н. э. применительно к твор-ву Феокрита. Благодаря тому, что нек-рые из его соч. создавали образ безмятежного покоя на лоне природы, понятие И. приобрело впос. значение, свойственное ему в Новое вр.

    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Идиллия

    (греч. eidyllion ) - жанровая разновидность, изображающая мирную добродетельную сельскую жизнь на фоне прекрасной природы.

    Рб: роды и жанры литературы

    Род: буколика

    Перс: Феокрит, И. Фосс, Вергилий, И.-В. Гёте

    * "От античных образцов идиллия унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы, интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия получила в XVII-XVIII вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины XVIII в. - в России" (И.В. Шталь). *

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Идиллия

    (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина") - Под И. подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых людей, приходящих в непосредственное общение и coприкосновение с природой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией" (см.); это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается. Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель между утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делать воззвание к возвращению горожанина на лоно природы и к естественности в сфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родов литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Уже в Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) или буколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляется в позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы. Калидаса, живший около 50 г. до Р. Х., написал лирический сборник "Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы и сельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллической драмой. Джаядева, поэт XII в. по Р. Х., в идиллической поэме "Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе; слог поэмы напоминает песнь Песней. В китайской поэзии времени династии Тангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь к природе и настроениям ею вызываемым. В истории арабской литературы после Магомета прославились своими И. поэты Ибн-Дорейд (ум. 933 г.) и Тиграи (ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, в позднейший, александрийский период литературы, когда, с потерей политической и национальной свободы, в поэзии стали преобладать индивидуалистические мотивы. Одновременно с эротической лирикой появилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве. Дорийские пастухи в Сицилии издавна имели свою поэзию пастушескую или буколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считался полумифический пастух Дафнис (см.). Эта поэзия изображала судьбы Дафниса или обычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песни пелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикой и, значит, с примесью драматического элемента. Уже сицилийский лирик Стезихор (ок. 610 до Р. Х.) подражал пастушеским песням, воспевая любовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этим народным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. X. Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки из быта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокрит воспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровой деревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговор двух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, который смеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать. Юмор и грация идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, и утонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность. Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой и может служить примером "мима", представителем которого был современник Эврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон был древнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манер русск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит, облагородив ее и придав ей строго-метрическую и художественную форму. Подражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматический элемент (диалог) и описание (пейзаж) отступают на второй план; преобладает лирика. Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчасти манерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться в августовский период литературы, представлявший много аналогий с периодом александрийским. Вергилий в своих десяти И., названных им "эклогами" и соединенных в сборник под названием "Буколики", усвоил только внешнюю манеру Феокритовой И. На самом деле, в И. Вергилии нет главного: природы и настроения. Вергилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонко намекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклога является хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллиона и Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п. Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно на читателей образованных. "Георгики" Вергилия под понятие И. подходят лишь постольку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборника вредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могут служить образцом И.; несомненно, однако, что преобладающее настроение лирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" - мораль природных инстинктов, развившихся на лоне природы вне общественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Вергилия нашла подражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже с полной откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесь совершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса к античной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, в подражание Вергилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах; поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Его примеру последовал Аламанни (1495-1556), писавший эклоги и в своем "La colt î vazione" подражавший "Георгикам" Вергилия. Одновременно с сантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелести пастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия. Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером, назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же время зарождается новый род И.: драматическая И. или "пастораль" (пастушеская драма). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных" и "комических" пастухов (pastori eroici, pastori comici) - как в "Жнецах" Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо, в подражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il pastor fido). Как только пастораль стала средством для прославления высокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок.

    Из Италии И., в конце XVI в., перешла во Францию, через посредство Ронсара и его кружка ("Ple ïade franç aise"). Во французской литературе XVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства характер, благодаря влиянию двора Людовика XIV. Поэтесса Дезулиер, прославившая этого рода И., получила прозвище "десятой музы". Кроме нее на поприще И. выдвинулся Делиль, писатель XVIII в., переводчик "Георгик" Вергилия, автор "Садов" и "Французских георгик", произведения крайне аффектированного. Таким образом развитие И., как самостоятельного рода поэзии, прекратилось и выродилось в подражательную буколическую поэзию. В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVII в. в Нюрнберге был основан "Пегницов орден" (по имени реки, протекающей через Нюрнберг) или общество пегницовых пастушков. Общество имело значение, как противодействие педантизму, господствовавшей поэтической партии, но в развитии И. роли не играло. В XVIII в. появляется И. в виде подражания французским образцам; создатель ее - Геснер, как автор "Idyllen", считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачений Гердера. В том же роде были написаны И. Фосса, который только своей "Луизой" дал первый образец национальной и художественно-правдивой И. Ранее Фосса, в Англии, Джемс Томсон (1700-1748) своими "Временами года" (The Seasons) сделал первый опыт новой, самобытной и народной И.: его пейзаж - настоящий северный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимы к лету, а его герои - не слащавые пастушки, а настоящие английские крестьяне. Поворот в сторону художественного реализма, сделанный литературой XI X в., отразился и на И., которая становится вполне самостоятельной и принимает национальный отпечаток. Самый род И. расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером которой могут служить "Алеманские стихотворения" Гебеля и знаменитая идиллическая поэма Гете: "Герман и Доротея". В этой поэме уже нет и следов ложноклассической буколики: поэт воспевает мелкое немецкое мещанство, не вполне удалившееся от влияния природы и земледельческого труда; это - поэзия бюргерского довольства, зеленых стаканчиков с рейнвейном, семейной патриархальности и девичьей скромности, поэзия национального благодушия (Gem ü th"a), столь напоминающего "золотую посредственность" Горация; все это национально и вполне оригинально. Идиллия Гете "Der neue Pausias" (известная русским по переводу А. Майкова: "Поэт и цветочница") рисует милую и болтливую юную пару влюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это - не подражание, но самостоятельное воспроизведение античной жизни. Предметом И. XIX в. становится выражение всякого непосредственного и сильного, природного чувства. У Мюссе, под названием "Idylle", передан спор двух друзей о любви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой - в материалистическом духе (отголосок "Жнецов" Феокрита). Точно так же в "Bergidyll", Гейне, мы не находим никаких устарелых атрибутов старой И.: пастухи из современной И. исчезли, остались - природа и близкие к ней люди. Идиллический элемент стал весьма значительной составной частью нового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам из народной жизни; много И. в романах Ауэрбаха - в Германии, Диккенса - в Англии, Жорж Санд - во Франции.

    В Poccиu И. появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в. Сумароков, Княжнин, Владимир Панаев усердно переводили и переделывали французскую И. В 1777 г. вышли "Георгики" Вергилия, в переводе В. Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: "Златый век Дафниса", Геснера. Воейков перевел "Сады или искусство украшать сельские виды", Делиля (1816), а также эклоги Вергилия, Мерзляков - идиллии Дезулиер (1807). В XIX в. И. сделала новый шаг в своем развитии, благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшему подражания французским И. Жуковский и Карамзин, благодаря сантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в сфере И. не создали. Пушкин, специально И. не писавший, дал, однако, несколько образцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающих деревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающих простонародный быт русских крестьян и кавказских горцев). Пушкин окончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников. Образцом новой И. может служить "Рыбная ловля" Майкова, в которой мастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосы России. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе; народничество благоприятствовало развитию этого элемента ("Рыбаки" Григоровича, "Устои" Златовратского). Очерк Тургенева "Бежин луг" (в "Записках охотника") - образец И. в прозе: необыкновенно гармонически слилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоров крестьянских мальчиков.

    Вс. Чешихин.